|
В России надо оптимизировать высшее образование, считает заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко.
В рамках IX Красноярского экономического форума он принял участие в работе площадки «Образование. Карьерные линии молодежи», где обсуждались, в основном, проблемы развития инжерного образования в России.
«Проблемы, связанные с образованием, неожиданно оказались шире, чем проблема "оснастки" высокотехнологических производств. Когда мы начинали наше обсуждение с представителями бизнеса, прозвучало следующее - "сейчас наши вузы готовят экскурсоводов для политехнических музеев, а не инженеров". Людей, приходящих работать на предприятия, нужно заново обучать всему, что им потребуется в работе», - отметил Реморенко. По мнению экспертов, участвовавших в работе площадки, в стране необходимо пересмотреть всю систему образования. Место вузов в этой системе, возможно, займут федеральные исследовательские университеты, а часть образования должна уйти в коммерческий сектор.
Кроме всего прочего, по мнению заместителя министра, в стране почти полностью разрушена система повышения квалификации инженерных работников: «Некоторые компании уже начали работу в этом направлении. Например, компания "РосНано" создала программу, ориентированную на повышение квалификации своих сотрудников. По пробной программе повышения инженерных кадров уже обучено 15 тыс. сотрудников. Это дает понимание, какие деньги в это готов вкладывать бизнес - около 300 млн рублей. Пока этот сектор еще очень слабый, но он должен в дальнейшем развиваться».
Министр финансов РФ Антон Силуанов со своей стороны заметил, что с точки зрения его ведомства, требуется изменить подход к высшему образованию и оптимизировать количество государственных вузов и количества бюджетных мест в них, чтобы качественно готовить специалистов. Реморенко по многим вопросом согласился: «Задачу концентрации ставить можно и нужно. Она сейчас происходит по двум направлениям. Во-первых, создаются каркасы федеральных исследовательских университетов - это десятая часть общего количества. Второе направление - кооперация всех вузовских проектов, которые идут на кооперацию с производственным сектором. Сейчас мы закрываем около 70 филиалов. За год-полтора эту проблему невозможно решить и одной из причин является то, что само стремление граждан получить высшее образование так велико, что ограничить его какими-либо государственными регуляторами вряд ли удастся. В этом случае частный сектор тут же отреагирует на эту потребность».
Силуанов предложил рассмотреть вопрос сокращение бюджетных мест в вузах: «У нас сейчас нет такой практики, чтобы человек, получивший высшее образование за счет бюджета, три года обязательно отработал на государство. Зачастую люди идут работать по совершенно другой специальности и государство, получается, тратит деньги не эффективно». Реморенко отметил, что сейчас в министерстве финансов как раз идет разработка документов для изменения законодательно закрепленного количества людей, которые могут получать образование за бюджетные средства в сторону уменьшения.
| |