|
Премьера «Лебединого озера» прошла в 1877 году на сцене Большого театра. В основе сюжета - легенда о принцессе, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна Ротбарта. Сейчас на сцене Большого театра балет идет в постановке Юрия Григоровича 2001 года.
Молодые звезды Большого театра Кристина Кретова и Артем Овчаренко репетируют знаменитое па-де-де из «Лебединого озера». Это адажио - лирическая кульминация балета, для исполнителей очень сложное.
Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей, огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах. Либретто писали спешно Бегичев и Гельцер, но их авторство под вопросом. В основе - немецкая сказка о принце, который выбирает невесту. Зигфрид влюбляется в заколдованную девушку-лебедя, клянется ей в вечной любви, но соблазненный другой забывает. Ошибку исправить нельзя, герой и лебедь погибают.
В ту эпоху композиторы балетную музыку считали несерьезной. Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, взялся за балетную партитуру впервые. Впрочем, Петр Ильич со знанием судил о танцевальных премудростях. Ценил приму Большого театра Анну Собещанскую. Однако она не танцевала в премьерном спектакле 1877 года. Сам 4-актный спектакль, поставленный Резингером, провалился. Он был наивным, архаичным. Критики его разнесли. Гениальной была лишь музыка. За 6 лет спектакль давали всего 39 раз. Из писем Чайковского: «Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».
«Это великая партитура, с которой началась новая история балета», - уверен Вадим Гаевский, балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России. Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт - лебединый. У Иванова кордебалет впервые стал играть самостоятельную роль. Он придумал и танец маленьких лебедей. Вернее, лебедят. Его исполняли воспитанницы театрального училища. Лев Иванов поставил и знаменитое белое адажио - признание Зигфрида в любви Одетте.
В 1895 году Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта. Эта постановка в Мариинском театре имела ошеломительный успех. Либретто изменили. Самое главное, Петипа придумал еще одну партию - черного лебедя. В московской постановке была лишь некая дочь волшебника, которая не танцевала. Одетту и Одиллию отныне стала исполнять одна балерина.
В начале 20 века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую почти абстрактную постановку Петипа-Иванова он считает слишком петербургской. Горский любит цвет, роскошные декорации, артистов одевает в яркие исторические костюмы. Белый лебедь выглядел иначе, чем сейчас, во вкусе времени. У примы Большого Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлевой - корона и нарядные тюники.
«Лебединое озеро» показали в 1911 году в Нью-Йорке. Танцевала 35-летняя Екатерина Гельцер. На снимке видно - ее лебедь полнокровный, подмышки не побриты. Впрочем, это мода тех лет. В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», герои погибнуть не могли. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагическую смерть героев - не разрешили. Ни один балет не редактировали так, как «Лебединое озеро»- десятки версий в Москве, Ленинграде и на Западе.
«Это судьба, как загадочная смерть Чайковского. Самый лучший и самый беззащитный балет», - считает Вадим Гаевский, балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России.
Были постановки, где Одетту и Одиллию танцевали разные солистки. Например, в версии Вагановой 1933 года в Кировском театре. Но это было явной неудачей. На протяжении 19 и 20 века хореографы решали вопрос, кто такая Одиллия. Злая искусительница, несчастная жертва, которую отец-волшебник заставляет соблазнять принца или альтер-эго Одетты.
Тамара Карсавина дебютировала на сцене Мариинского в 1908 году в «Лебедином озере». Она первой блестяще подчеркнула разницу между белым и черным лебедем. И была признана самой обаятельной Одеттой с ее бархатными глазами и удивленными бровями.
Одетта-Одиллия - лучшая партия Марины Семеновой, ее первый триумф в 1926 году, танцевала она в этом балете больше четверти века. У нее была гордая постановка головы и невероятный лебединый жест, когда рука касается головы. Этот жест вспоминают все, кто ее видел на сцене. Она чувствовала эту роль так, что однажды, когда не было концертмейстера, танцевала без музыки.
У Галины Улановой не было ни лебединой шеи, ни широкого размаха крыльев-рук. Но ее Одетта стала символом вечной женственности и благородства. Ее лебедь самый загадочный.
У Натальи Дудинской с ее бравурным темпераментом лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену как порыв ветра. Было абсолютно ясно, почему Зигфрид не мог устоять.
У Майи Плисецкой - знаменитые руки, которые как нельзя лучше передавали трепет лебединых крыльев. Ее Одетта была импозантной, а Одиллия - властной. Эту партию она исполнила 800 раз, больше и дольше никто не танцевал. Ее Одиллия признана самой необыкновенной.
| |