|
Бизнес ломбардов в России переживает очередной бум, который традиционно приходится на моменты финансовых потрясений. Двузначные темпы роста кредитования, которые и не снились банкам, для ломбардов уже не первый год являются обыденностью. При этом всё чаще раздаются призывы более жёстко контролировать этот рынок. Что стоит за подобным стремлением, выяснял обозреватель «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.
Банковское кредитование физических лиц начало понемногу оживать лишь весной 2010 - после падения на протяжении более года. Ломбарды же отмечают рост выданных займов уже с 2008 года, и увеличение составляет порядка 20%. В кризис подобные учреждения оказываются в более выгодном положении перед банками, чем и пользуются, отмечает аналитик фондового центра «Инфина» Вероника Чекина. Тем не менее, эксперт не считает, что сама по себе тенденция роста кредитования со стороны ломбардов является тревожным знаком.
«Ну, естественно, увеличилась доля ломбардного экспресс-кредитования под залог на время кризиса, но я не думаю, что это фатально. В принципе совокупный оборот всех ломбардов, действующих на территории России, вряд ли превышает порядка 250 - 300 миллионов долларов, что в принципе сопоставимо с размером кредитного портфеля банка средней капитализации. В период кризиса так получается, что ломбарды оказываются в более привилегированном положении, нежели коммерческие банки. Соответственно, это происходит из-за ставок, из-за того, что они не обязаны делать отчисления в резервы, которые съедают значительную часть прибыли коммерческих банков», - утверждает Чекина.
Между тем, точной статистики этого бизнеса нет, хотя, по действующему законодательству, ломбарды подотчётны Росфинмониторингу. Там же говорят о том, что в последнее время заметно активизировались недобросовестные участники рынка - те, кто не кредитует население, а занимается отмыванием сомнительных денег. Есть и ломбарды, промышляющие сбором незаконных платежей, которые увеличивают эффективную ставку. Законодатели отреагировали на негативную тенденцию - весной в Госдуме были представлены поправки, ужесточающие требования к ломбардам. Так, предлагается увеличить минимальный уставный капитал до 50 миллионов рублей, а минимальную площадь ломбарда до 50 квадратных метров. Есть и противники таких мер, утверждающие, что в результате пострадают и добросовестные игроки. Свои комментарии на эту тему дал член комитета Госдумы по финансовым организациям и финансовым рынкам Павел Медведев .
«Ломбард не берет на себя никаких рисков. Он кредитов от физических лиц не принимает. Поэтому не нужен такой запас прочности, который необходим банку, например. Мы приняли закон о микрофинансовых организациях, которым разрешили принимать вклады и разрешили иметь нулевой капитал. И вот мы одной рукой разрешаем тем организациям, которые берут на себя риски, иметь нулевой капитал, а другой рукой пытаемся заставить ломбарды, которые не берут на себя рисков, иметь капитал 50 миллионов», - пояснил Медведев.
Такой же позиции придерживаются Федеральная антимонопольная служба и Минфин. Эксперты также говорят о том, что излишнее закручивание гаек может привести к уходу многих игроков в тень. Но даже неспециалистам понятно, что ужесточение регулирования не только упорядочивает рынок, но и понижает на нём конкуренцию. А пока в перспективном сегменте экспресс-кредитования в менее выигрышном положении находятся банки. Это видно хотя бы по тому, как потребитель голосует ногами.
| |