|
Дальнейшее строительство метро в Москве обернулось парадоксом: продление линий не облегчает транспортную ситуацию, а еще более ухудшает ее. Специалисты считают, что столичная подземка находится на грани коллапса. А рецепты преодоления транспортного кризиса, которые уже предложены, оцениваются экспертами как крайне неэффективные.
Для метро нужны крепкие нервы
Столичная подземка уже набила оскомину у москвичей. Метрополитен не справляется с огромным потоком пассажиров. Несмотря на то, что поезда ходят чуть ли не каждую минуту, в час-пик на некоторых станциях невозможно войти, чтобы успеть на работу люди вынуждены создавать давку.
Если посмотреть схему степени загрузки линий метро по часам, которая размещается на сайте Московского метрополитена, то увидим, что самыми критичными точками в час-пик являются «Выхино», «Марьино», «Коломенская», «Планерная», «Комсомольская», «Медведково», «Алтуфьево», переходы на «Библиотеке имени Ленина», а также «Кузнецком мосту», «Курской», «Павелецкой», «Киевской».
Особенно критична ситуация на Таганско-Краснопресненской линии. Если снова обратиться к статистике, то в час-пик - с 8 до 9 часов утра рабочего дня - эта линия перевозит до 148 тысяч пассажиров. Для сравнения, Калининская линия перевозит за этот час всего 58 тысяч. Замоскворецкая линия стоит на втором месте по загруженности - 130 тысяч, на третьем - Калужско-Рижская - 128 тысяч.
Причем очередным коллапсом оборачивается для москвичей, казалось бы, такая благая мера, как продление существующих линий метро. К примеру, с открытием новых станций на Люблинско-Дмитровской линии в вагоны стало невозможно садиться. Автор этой статьи живет на станции Люблино. До открытия новых станций - «Борисово», «Зябликово», «Шипиловская» - никаких проблем с доступом метро не возникало. Жизнь буквально перевернулась с декабря прошлого года, когда в час пик - с 8 до 9 утра - в вагоны метро стало весьма проблематично протискиваться.
То есть, уже в Люблино вагон наполняется под завязку. Получается так, что жителям «Волжской», «Печатников», и тем более «Кожуховской» или «Дубровки» вообще в час пик предпочтительнее пользоваться другими видами транспорта.
Другой проблемой является система вентиляции. Особенно это ощутимо летом, когда пассажиры буквально задыхаются в вагонах метро на перегонах. Дело в том, что системой кондиционирования оснащены только современные поезда, которые эксплуатируются лишь на некоторых линиях. В самом метро система вентиляции также не справляется с потоком пассажиров. При том, что на некоторых перехода приходится тратить по 15 минут, то это время превращается в пытку. Переход на станции Библиотека им. Ленина является ярким тому примером.
Кстати, столичные градоначальники также начинают бить тревогу и ожидают начало коллапса в московском метрополитене. «Сейчас метрополитен перегружен на 40%. Если ничего не делать, то скоро наступит коллапс. Фактически коллапс уже наступает!» - прокомментировал газете ВЗГЛЯД руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. По словам столичного чиновника, формально дефицит линий метрополитена составляет от 200 до 300 км.
Что предлагают сделать?
Решать проблему столичные градоначальники планируют путем строительства новых веток и удлинения уже существующих линий. Так, в 2012 году московские власти потратят 73,3 млрд рублей на строительство метро. Планируется ввести в эксплуатацию 8,5 км новых линий. По большому счету будут продлены уже существующие линии. Так, запланировано продление на 3,5 км Калининской линии до станции «Новокосино», будет открыт участок «Митино» - «Пятницкая» на Арбатско-Покровской линии (2,1км), а также участок Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» протяженностью 3 км.
«Всего до 2016 года планируется на 75 километров увеличить протяженность линий метрополитена, закупить 2,5 тысячи новых вагонов. Для москвичей это значительно повысится доступность метро: доля населения, не обслуживаемого метрополитеном, сократится в два раза. Кроме того, из-за снижения количества человек в вагонах повысится комфортность поездок на метро», - рассказал руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, цитирует РИА Новости.
Столичные градоначальники обещают в 2012 году обновить систему вентиляционного оборудования. В частности, будут выполнены работы по модернизации оборудования шахт тоннельной вентиляции. Замену агрегатов произведут в 43 вентиляционных шахтах метрополитена. Устаревшие и выработавшие свой срок вентиляционные установки будут заменены энергосберегающими агрегатами с электропусковой аппаратурой. Новое оборудование увеличит объемы воздухообмена на станции.
Кроме того, в метро будет внедрена интелектуальная транспортная система. «Это в первую очередь касается изменения режимов работы движения поездов и эскалаторов с учетом интенсивности использования в каждый данный момент времени. Кроме этого, мы хотим внедрить систему, определяющую количество свободных мест в каждом поезде метро. Количество пассажиров легко определить по числу людей, прошедших через турникеты. В каждом поезде примерно стандартное количество мест. Через систему датчиков мы можем понимать, сколько с учетом погрешности в данном поезде едет людей», - пообещал Ликсутов.
Разгрузить Кольцевую линию планируют за счет строительства Третьего пересадочного контура, который будет дублировать кольцо. Первый участок Третьего пересадочного контура пройдет от станции «Нижняя Масловка», расположенной в непосредственной близости от Савеловского вокзала, до станции «Деловой Центр», находящейся в центральном ядре «Москва-Сити». В 2014 году завершится строительство станций: «Нижняя Масловка» (с пересадкой на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии), «Петровский парк» (с пересадкой на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии), «Ходынское поле» и «Хорошевская» (с пересадкой на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии). На 2015 год намечен ввод еще трех станций: «Деловой Центр», «Пресня» и «Шелепиха».
А стоит ли?
Однако москвичам уже стоит опасаться планов по продолжению строительства метро. К примеру, в 2015 году власти Москвы планируют продлить Калужско-Рижскую линию столичного метрополитена до деревни Челобитьево, являющейся одним из населенных пунктов городского поселения Мытищи Московской области.
Таким образом, пассажиры Калужско-Рижкской линии в будущем рискуют столкнуться с проблемами доступа к метро в час-пик. Кстати, уже сейчас, если верить статистике метрополитена, в час-пик на станции «Медведково» пассажиры проходят с трудом.
Также в будущем планируется удлинить Таганско-Краснопросненскую линию до Котельников. Эта мера может усугубить и без того сложную ситуацию, которая сложилась в Выхино - это самая загруженная станция. В час-пик там может проходить до 37 тысяч человек, тогда как пропускная способность всего лишь 27 тысяч человек. Основная проблем в том, что в Выхино приезжает большое количество жителей из Подмосковья, чтобы потом пересесть на метро. В результате там всегда образуются пробки. Если линия будет продлена, то весь этот поток пассажиров будет полностью заполнять вагоны метро уже в Котельниках, а в Выхино люди не смогут сесть.
Как уверил Бочкарев, в этом году будет завершено продление существующих линий, в 2012-2014 годах будут вводиться в эксплуатацию уже новые линии метро. «Мы сейчас планируем приступить к проектированию линии Авиамоторная-Некрасовка. Эта линия будет идти параллельно Таганско-Краснопресненской линии», - рассказал Бочкарев.
| |