Старая форма - новое содержание. На прошлой неделе состоялось открытие первой очереди гостиницы «Москва». В 2004 году ее снесли и отстроили заново из новых материалов, называя это «точной реконструкцией».
Однако внутреннее оформление открывшейся в гостинице торговой галереи не имеет ничего общего со старой «Москвой». Судьбу оригинальных интерьеров легендарной гостиницы выясняла корреспондент Анна Щербинина.
До 2004 года, стены гостиницы «Москва» украшали картины выдающихся мастеров 20 века - Кончаловского, Машкова, Лансере. Роскошные лестницы, паркеты и канделябры напоминали о величии сталинского ампира. Однако те, кто пришел на открытие восстановленной после десятилетней реконструкции гостиницы, обнаружили внутри современный новодел, - возмущается координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов:
«История с так называемым восстановлением гостиницы "Москва" - это яркий пример того, насколько можно верить обещаниям, что мы что-то старое, ветхое снесем и построим все так же, как было. Вот когда она после реконструкции открылась, мы увидели, что и фасады не соответствуют историческим, а об интерьерах и говорить нечего. Ничего похожего на прежнее в этом здании не наблюдается».
Насколько обстановка современного торгового центра соответствует историческим фасадам и самому духу этого здания следует судить по его функциям, - считает первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Михаил Посохин:
«Ну, наверно, это отвечает той поставленной риелторами задаче, которая сегодня нужна для торговли. Если вы спросите, как бы я сделал интерьеры, то, конечно, я наверно сделал бы по-другому. Но здесь есть определенный стиль, это важно».
Говорить о полном восстановлении памятника, не включая в это понятие интерьеры, нельзя, - возражает Константин Михайлов. Подрядчик должен был составить опись внутреннего убранства и потом вернуть все на место, - объясняет он:
«Насколько мне известно, ничего подобного при сносе гостиницы "Москва" не производилось. И самое печальное, что она, когда ее сносили, и до сего дня - имела при этом статус выявленного объекта культурного наследия».
Но если подрядчик и решил по каким-то соображениям не восстанавливать исторические интерьеры, то они должны до сих пор где-то храниться. Небольшая часть из них, по мнению экспертов, около 10 процентов - действительно находится в музее архитектуры имени Щусева. А вот судьба остальных предметов печальная, - рассказывает эксперт школы коллекционеров Кирилл Алексеев:
«Когда гостиницу "Москва" реконструировали, назовем это деликатно так, то многие вещи, то есть не многие, а просто все, долгое время хранились в достаточно безобразных условиях. Так, мебель, допустим, была почти полностью разграблена, были сняты паркеты, которые, между прочим, из уникальных пород дерева набирались, и живопись частично была продана».
Встретить настоящие исторические ценности гостиницы «Москва» теперь можно только на аукционах, - продолжает он:
«Время от времени сейчас появляются какие-то вещи из тех, что были в интерьере гостиницы "Москва", на рынке антикварном. В частности, проходили несколько работ Кончаловского через аукцион "Гелос". И в данный момент времени мы можем говорить о том, что фактически оригинальных интерьеров, их не существует, потому, в лучшем случае, вещи заменены копиями».
Роскошная торговая галерея, открывшаяся в гостинице «Москва», предлагает своим посетителям все лучшее, что можно найти в центральных универмагах столицы. Однако, очевидно, что одного москвичи уже не увидят там никогда - ту «Москву», которой любовались именитые постояльцы гостиницы на протяжении почти 70 лет.