|
Главный режиссер театра волейбола «Уралочка» Николай Карполь во время короткой гастроли в Москве самой титулованной в России команды позволил вашему корреспонденту пройти за кулисы. Посмотреть генеральную репетицию в УСЗ «Дружба». Потом мы с режиссером в буфете после кофе пили чай - «два кофе сразу - вредно».
ТЕАТР ИМЕНИ КАРПОЛЯ
«Уралочка» - именно театр, где режиссер Карполь - увы, не в «негодяйской роли», часто приписываемой себе. Карполь на репетиции - умудренно-убеленный Понтий Пилат. Изредка подающий голос из-за столика судьи-информатора. Только голос Карполя под перестук мячей на площадке и беспрекословная тишина 14 актеров волейбольного жанра. Где даже неувядающая 46‑летняя пасующая Ирина Кириллова на лету ловит короткие указания Карполя, а самая маленькая - стыдливо просит у тренера разрешения обмотать палец пластырем. С трибуны указания не слышны. Спущусь пониже - в короткой паузе меж упражнениями режиссер держит доброе слово:
- Что ж ты, милая, разного цвета бинты на ножку накрутила? - это не Кирилловой, это нападающей с роскошной косой. - Лучше - в тон. Или красную повязку повязала б, как Всеволод Бобров. Слышала о таком? Нет? Бобров - футболист. Штанги ломал своим ударом. О том повязка красная предупреждала...
- Николай Васильевич, разве Бобров ломал штанги ударом? - после репетиции за столиком в буфете интересуюсь у режиссера. - Сказка, конечно. Но надо же девчонок просвещать. Заполняю их пробелы в образовании. Про Коперника рассказываю, Галилея. Интернет постигли, а Боброва не знают. Неправильно.
- У вас всегда на тренировках тишина или только в Москве? - Тихо? Главное - чтоб слышали. Это наша общая с игроками манера поведения на тренировках. Я сказал: смена сторон - все побежали. Можно и пешком - но это не в стиле «Уралочки».
РОВЕСНИК ВЫСОЦКОГО
- Значит, столица не вызывает отторжения у человека, родившегося в белорусской деревне Березница и долгое время работающего на Урале? - Последние 20 лет место моей прописки - Москва.
- Смотрели фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»? - Был занят - смотрел отрывками. Нет целостного мнения. Когда глядел, вспоминал многое.
- Например? - В труппе у Аркадия Райкина работал актер Максим Максимов (младший брат Аркадия Райкина. - Прим. ред.). Потом он самостоятельно выступал с миниатюрами. Во время Олимпиады-80 в Москве женская сборная СССР по волейболу жила в Новогорске. Артисты приехали к нам, и Максимов сообщил о несчастье - смерть Высоцкого, июль... Вспомнил молодые годы свои - когда слушал записи песен поэта у друзей на рентгеновской пленке. Обязательно посмотрю фильм полностью.
- Любимая песня Высоцкого, отражающая ваш внутренний мир? - В его песнях - шифр жизненного успеха. Добиться его можно только с максимальным внутренним напряжением и любя то, чем занят. Мне ближе всего песня, где волк ныряет под флажки, про загнанного вожака стаи. И Высоцкого загнали...
- Про Высоцкого вопросы в строку. Вы ровесники с Владимиром Семеновичем (поэт старше тренера на четыре месяца. - Прим. ред.). Почему никому не удалось загнать вас, человека, чье громкое творчество всегда выпирало за рамки привычного понимания тренерской работы? - Живучий потому что... Морально устойчив. В детстве прошел школу выживания. Лишь бы здоровье не подводило (трижды стучит по столу. - Прим. ред.). А что не загнали - имел высокую дисциплину и требовательность к себе. Это помогало не отклоняться от достижения целей. Все на свете поддается управлению.
КАРПОЛЬ. «БАЛЛАДА О ДЕТСТВЕ»
- Расскажите вашу «Балладу о детстве». Читал лишь ее отрывки: во время фашистской оккупации вы жили в белорусской деревне, бабушку и дедушку расстреляли немцы... - На войне погибли отец и три моих дяди. Когда немцы расстреляли бабушку с дедушкой во дворе их дома - мама не взяла на похороны. Берегла психику. Мы с мамой жили в соседней деревне. На отца уже пришла похоронка... А усиленно выживать пришлось после войны. Голод. Мама больна - инвалид первой группы. Помог колхоз, который у нас организовали в 1947 году. Вторая бабушка о нас с братом заботилась...
- За что расстреляли ваших родных? - Вся семья - партизаны. В 1944 году с весны до лета я до самого освобождения жил в семейном лагере партизан.
- После войны вашего младшего брата отдали в детдом... - Отец погиб в апреле 1943‑го, а Алексей родился в августе. Когда в 1955 году умерла бабушка, мама не могла кормить нас с братом. Леша пробыл в детдоме три года. Я окончил школу и забрал Алексея в Нижний Тагил. Я учился в институте, работал тренером, а он жил со мной, получал образование в техникуме. Сейчас живет в Бресте, у него двое детей, внуки...
- Действительно после войны «ребятишкам хотелось под танки»? - В пять лет я стрелял из пистолета ТТ. Один мой дядя был политруком роты, после войны работал в милиции. Я просил его: «Дядь, дай пострелять». Шли в погреб и там палили в землю. Мама ругалась.
Но в армии служить не довелось. После седьмого класса в 1953 году меня отправили в Минское суворовское училище, но в военкомате в Бресте рентген выявил затемнение в легком. Вторая попытка - поступление в радиотехническое училище... Снова - затемнение. По сути, закрытая форма туберкулеза. Меня спасли усиленные занятия легкой атлетикой и лыжами... Баскетбол - волейбол. В маленьком зале занимались до вечера. На учет в тубдиспансере встал на Урале.
- Стало быть, «легкие от никотина черные» - не про вас? - Последние десять лет начал покуривать. Я нашел единственное средство для борьбы с аллергией. Не знаю, на что. На холод, на продукты. Закурю - нет аллергии. Заядлым курильщиком не был. Так, в компании. Курил в основном кубинские сигары... Бросил - на твердости характера.
«ВНУКА Я УСЫНОВИЛ»
- Груз ответственности на плечах тренера сборной всегда велик. Не выдержать на одной лишь твердости характера столько лет на "электрическом стуле"... - Я никогда не отвечал на выпады. Неудача была лишь раз - шестое место на чемпионате мира в 1982 году. Сняли меня. Тогда вышло 17 критических публикаций в центральной прессе.
- Считали? - Мне говорили, считали другие. Только тренер футбольной сборной СССР Валерий Лобановский в тот год имел больше критических статей - 22. Но ничего - правоту своих взглядов надо постоянно доказывать.
- Что помогло выстоять, когда в автокатастрофе вместе со своей супругой погиб ваш 25‑летний сын Василий? - Семья. Требовалось проявлять не то что характер - заботу о воспитании внука, который остался без родителей. Мише было тогда четыре года, теперь - 23. Надо было его растить. Дочь взрослая, а внук - малой. Ситуация заставила отойти от переживаний и думать о будущем. Сейчас Михаил на четвертом курсе в университете. Он в составе сборной Хорватии трижды становился чемпионом Европы по юношам в большом теннисе. Но - травма...
- Вы для Михаила и дедушка, и отец... - Даже - официальный отец. Я усыновил его.
- Что это дало вашему внуку? - Чувствовать себя равноправным наследником...
ЕЛЬЦИН - ВЕЛИ’К
- Вы пережили эволюцию от тренера-демократа до тренера-диктатора или имела место обратная метаморфоза?
| |