|
В результате глобального потепления берега Днепра и Днестра обживают каракурты, тарантулы и минирующая моль.
Солнце бабьего лета жарит южную Украину на всю катушку. И в этом сентябрьском мареве на свет Божий вылезают невероятные твари, до сих пор здешним местам не характерные.
В Запорожскую санэпидемстанцию бдительные горожане принесли неведомое насекомое. Мол, что за паучара, нам неизвестный? Здоровенный под четыре сантиметра, черный и мохнатый - одним словом, ужас. Как только решились взять такого в руки и посадить в банку...
Штатному энтомологу Запорожской горСЭС Людмиле Шаповал пришлось через ТВ и газеты объяснять взволнованной общественности: это род крупных ядовитых высших пауков из семейства пауков-волков. Если точнее - тарантул южнорусский Lycosa singoriensis. Вообще-то живет в жарких степях Крыма и редко когда поднимается выше Херсонщины.
- Если укус каракурта, то есть «черной вдовы», может привести к смерти, то укус тарантула вызывает лишь слабость, головную боль, иногда сопровождающиеся приступами тошноты, удушьем, высыпаниями по всему телу, - весьма своеобразно успокоила земляков доктор Шаповал. - Смертельных случаев от укусов тарантула не зафиксировано!
Что занесло «не смертельных» тарантулов в индустриальное Запорожье? И надо ли следом ожидать летальных каракуртов?
Точного ответа на насущные вопросы нет. Глобальные климатические изменения серьезно корректируют отечественную фауну, вызывая появление новых, зачастую экзотических животных и насекомых.
Не все ученые разделяют мнение о системном глобальном потеплении. Но невозможно отрицать факт, что на протяжении более чем ста последних лет такие тенденции проявились во всей красе. Таяние полярной шапки на севере планеты грозит вымиранием белого медведя. Повышение температуры даже на один градус ведет к уничтожению популяции лося, что уже наблюдается в России. На глазах меняется фауна Украины.
- В последние двадцать лет наблюдаем очень интересную картину, - комментирует доцент кафедры зоологии и экологии Днепропетровского национального университета, кандидат наук Роман Новицкий. - Ихтиологи определили, что из каспийского бассейна к нам проникают совершенно новые виды. Это, впрочем, началось еще раньше - в 50-е годы прошлого века, когда в Днепровском водохранилище появилась тюлька. Есть теперь у нас и сельдь, что пока не всем известно.
Невероятно, но «чужаки» в фауне Днепровского водохранилища составляют сейчас больше 20 процентов от общего количества обитателей! А в последнее время началось по-настоящему взрывообразное проникновение новых животных. Кроме потепления, на процесс влияют другие факторы. Например, изменение минерализации воды, что привело к небывалому разнообразию бычков: раньше их было три-четыре вида, ныне - около десяти.
Практически во всех водоемах Днепропетровщины прописался солнечный окунь. Неизвестно, каким образом попал сюда этот хищник из далекой Австралии. Его появление может привести к исчезновению обычного окуня и многих других рыб-эндемиков - австралиец жрет всех мальков и икру подряд. Одновременно Днепр осваивают черноморские медузы и родственницы пираний, мозамбикские теляпии. К счастью, вкусная африканская рыбка не плотоядна и питается водорослями.
По Приднепровью распространяются виды, которые наносят существенный экономический вред. Например, минирующие моли, которые проникли к нам с Балканского полуострова и за минувшие пять лет поразили каштановые аллеи региона. Великолепные деревья стоят голые, с практически съеденной листвой.
Еще один опасный пришелец - американская белая бабочка. Сейчас наблюдается экспансия картофельной моли, способной поражать до 60 процентов урожая. Дошло до того, что украинские ученые ожидают появление тропических бабочек. Если в ближайшее десятилетие модель развития климатической ситуации сохранится, мы наверняка будем встречаться с несвойственными нам беспозвоночными.
- Многие спрашивают о каракуртах, - говорит кандидат биологических наук доцент кафедры зоологии и экологии ДНУ Кирилл Голобородько. - Действительно, в последние десятилетия, каракурты проникли в более северные районы. А три года назад каракуртов обнаружили уже в окрестностях Днепропетровска. Однако гораздо большую опасность, чем сколопендры и каракурты, представляют дикие жалящие. Количество видов пчел и ос выросло до тысячи. Яд каждого вида - специфический, и трудно предугадать, как он воздействует на организм того или иного человека.
Заслуженный врач Украины, главный детский травматолог областной клинической больницы Днепропетровска Алексей Мохов поражен увеличением числа детей, укушенных змеями:
- За последние три года количество таких пациентов выросло в 2-3 раза! Зачастую это тяжелые поражения. Лечить которые приходится в стационаре. Думаю, много змей вылезает на поверхность и становится агрессивными из-за погоды. Нынешним летом мы переживали настоящий пик змеиных атак.
Оказалось, местный климат уже подходит дальневосточному щитоморднику. Но это что! Целый месяц прожил в азовском затоне под Мариуполем убежавший из зверинца крокодил. У днепропетровских зоологов в ходу специфическая шутка: «После нас - хоть питон». Остается утешаться, что змеи и прочие рептилии тропического пояса наших зим пока не переживут.
| |