|
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич, придерживаясь тематического принципа в своих поездках по области, вслед за Копейском, побывал еще в одном шахтерском городе - Коркино.
Этим летом Михаил Юревич пообещал, что заглянет в каждый уголок Челябинской области, и свое обещание он неутомимо выполняет. Коркино стал третьим городом, где за последние семь дней побывал губернатор.
Перед визитом в Коркино, Михаил Юревич побывал на новых очистных сооружениях в поселке Полетаево. Там его с нетерпением поджидал глава Сосновского района Владимир Котов, который воспользовавшись случаем, с жаром просил губернатора переговорить с ним. «Сейчас по деревне поедем - поговорим», - обрадовал просителя Михаил Юревич.
Из Полетаево Михаил Юревич отправился в Коркино, и в первую очередь заехал на завод «Лафарж Цемент», который принадлежит французской компании. Российский актив крупнейшего в мире производителя цемента, выглядел, будто его откопали из-под земли да и оставили - как памятник уральской промышленности. Хотя надо сказать, что даже те южноуральские предприятия, которые действительно символизируют историю, не производят столь удручающего впечатления.
Здесь все здания покрыты грязно-серой коркой, между ними высятся недостроенные сооружения неизвестного назначения, окруженные зарослями бурьяна. То, что это владения иностранцев, было понятно лишь по большому белому щиту с надписью «LАFARGE» и эмблемой компании. Однако к визиту главы региона здесь все же подготовились: по территории предприятия ходили рабочие в незапылившейся зеленой спецодежде, которую, как видно, им выдали сегодня утром, а на одном из зданий красовался большой плакат с жизнерадостным круглолицым рабочим и призывом: «Помни пять правил безопасности».
Эти небольшие штрихи лишь подчеркнули общую картину запущенности. Видимо, поэтому губернатор здесь не задержался и, осмотрев цех, отправился в свой микроавтобус, прихватив для разговора руководство завода. «Я им в жесткой форме сказал, чтобы привели в порядок территорию, - рассказал позже Михаил Юревич, - а то что это такое? А еще французы, Лафарж...»
Совсем рядом находится завод сборно-монолитного каркаса, губернатор заехал туда, бегло осмотрел цех и побеседовал с директором завода о качестве строительных конструкций. А затем через город проехал на Коркинский разрез., по пути произведя «осмотр» Коркино, который, если верить легенде был основан беглым каторжником, пожелавшем поселиться подальше от любопытных глаз.
Впрочем, кажется, что и сегодня здесь могут жить только те, кому в силу непреодолимых обстоятельств нельзя переехать в более другое место. Приземистые дома, напоминающие бараки, но заштукатуренные и выкрашенные, с мини-балкончиками, с которых губернаторский кортеж с любопытством разглядывали трогательные старушки. На некоторых жилых домах красовались растяжки «Справедливой России», а вот местные единороссы свое присутствие к визиту главного южноуральского партийца никак не обозначили.
Главная достопримечательность Коркино - самый глубокий в Европе угольный разрез, куда и приехала VIP-экскурсия. Пройдя по шаткому деревянному мостику к смотровой площадке, губернатор надолго останавливается там, явно впечатленный увиденным.
Гигантская черная воронка, будто ввинтившаяся в земную гладь, действительно завораживает. Но через несколько минут прагматичность берет верх, и Юревич начинает расспрашивать директора ЧУКа о том, какой техникой ведется добыча, как уголь транспортируют наверх, что предпринимают, чтобы остановить оползни, и рентабельна ли работа угольщиков. А затем вдруг озадачивается вопросом - что же, собственно, такое - уголь, - и подробно расспрашивает председателя совета директоров Челябинской угольной компании Виктора Барона.
- Уголь, вообще, отчего образовался? Не деревья же?
- Деревья, растения. Тут постоянно отпечатки папоротников попадаются...
- То есть какая-то живая масса была?
- Однозначно.
- Ну, если деревья, то как мог, например, 60-метровый пласт образоваться? Деревья гниют и не образуют такую массу... Есть же какая-то мировая гипотеза? - уже всерьез заинтересовался происхождением угля Михаил Юревич и, вновь услышав про деревья и папоротники, подытожил: «То есть вы не можете обосновать».
Оказывается, действительно, существует теория торфяного происхождения угля, согласно которой он образовался из деревьев и растений, как и рассказали дотошному губернатору руководители ЧУКа. Но у этой теории есть противники, которые уверяют, что уголь - это сгустившаяся нефть, а версия про деревья не выдерживает никакой критики, что, в общем-то, и продемонстрировал, сам того не подозревая, Михаил Юревич.
Кроме того, что с происхождением угля связана какая-то загадка, на разрезе выяснилось, что многолетняя добыча породила здесь и более насущные проблемы. Оказывается, постоянные оползни угрожают расположенному неподалеку поселку Роза, точнее, его части из 400 домов. «Надо расселять людей», - сказал Михаил Юревич. Когда и за чей счет это будет происходить, не обсуждалось. Зато была озвучена сумма, в которую обойдется полная рекультивация карьера - 35 млрд. рублей. Несмотря на то, что добыча угля сейчас не приносит прибыли (рентабельность нулевая, это социальный проект, уверяют угольщики), она вряд ли будет прекращена, ведь остановка повлечет за собой огромные, ничем не покрываемые затраты на консервацию и рекультивацию.
И тем не менее, Михаил Юревич считает, что у угольной промышленности хорошие перспективы. «Раньше от угля отказывались в пользу газа, но при нынешних ценах сейчас выгоднее пользоваться углем», - сказал губернатор.
- Так, что же, действительно уголь сейчас лучше берут? - поинтересовались журналисты у директора ЧУКа Сергея Петрова .
- Так это, смотря какой уголь, - нерадостно ответил тот.
В этом году ЧУК продаст 600 тыс. тонн - на 200 тыс. меньше, чем планировалось, приобретает «Фортум», и в следующем году заказов будет не больше. Челябинский уголь берут лишь местные энергокомпании, потому что по качеству он значительно уступает углям Кузбасса или соседнего Казахстана. Если верить руководству компании, то ЧУК функционирует исключительно для того, чтобы у 1 600 человек была работа.
Когда пришло время делиться впечатлениями - с таким вопросом к губернатору неизменно обращаются в каждой поездке, - Михаил Юревич сказал, что в советское время шахтерским городам уделялось недостаточно внимания, и город нуждается в благоустройстве, но так как у его жителей есть работа - на местных предприятиях или в Челябинске, это значит, что город будет развиваться.
| |