|
В Германии грядёт крупнейшая за всю историю страны реформа армии. Грандиозные планы озвучил министр обороны. Он предлагает сократить численность Бундесвера на треть и практически целиком перевести службу в армии на контрактную основу.
По мнению министра, сейчас, когда обороняться якобы не от кого, нужно создать небольшую, но ударную армию, которая будет эффективной в международных кампаниях, вроде афганской. Каков Бундесвер сегодня, и каким он станет завтра?
Русский немец Себастиан Шпренгель, отслужив срочную, собирается остаться в Бундесвере. Выполняя конституционный долг, как рядовой получал 550 евро денежного довольствия, армия оплачивала ему аренду квартиры и проезд на транспорте, так что он видит логику в том, чтобы отказаться от службы как от обязанности:
- Те молодые люди, которых в немецкую армию призвали силой - ты должен отдать свой долг, - служат эти 9 месяцев лишь бы скорее отслужить. А это же всё деньги: питание, содержание, форма, стрельбы...
Бундесвер - это четверть миллиона человек, треть из которых - непрофессионалы. Призыву подлежат все мужчины, достигшие 18 лет и не имеющие отсрочек, которых очень много. Например, чтобы не пойти в армию, молодому человеку достаточно просто жениться, но всё равно для немецких военкоматов не проблема ежегодно ставить под ружье 75-80 тысяч новобранцев. Многие юноши, и все девушки несут этот крест добровольно.
«Немецкая служба больше похожа не на службу, а на работу, с хорошим нормированным графиком: с понедельника по пятницу, с 7 утра до полпятого вечера. Плюс - один час на обеденный перерыв. После половины пятого человек может делать всё, что ему угодно», - рассказывает Себастиан Шпренгель.
Немецкие родители не пугают своих детей армией, но время от времени и здесь возникают скандалы по поводу «неуставных отношений». Запись, на которой сержанты объясняют новобранцам, что с ними будут делать в плену, попала в Интернет в начале 2007. В том же году социал-демократы, которые входили в правящую коалицию, пытались продавить идею профессиональной армии. Партнеры из Христианско-демократического союза, тогда ее не восприняли.
Зато теперь в лице нынешнего министра обороны они говорят о реформе так, как будто это их осенило. «Сейчас идет процесс структурных изменений, - говорит министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг. - Мы не собираемся отменять призыв в армию, мы хотим его временно приостановить, потому что лет через 20-30 нам, может быть, придется вернуться к нему. Мы пытаемся найти выход из этой ситуации».
Против умной организации вряд ли кто-то станет возражать, тем более трудно поспорить с тем, что у Германии сегодня нет внешних врагов, для борьбы с которыми могла бы понадобиться еще и армия резервистов, умеющих бегать кросс и стрелять из автомата.
Срочный призыв в Германии, кажется, почти отслужил, и в следующем году может уйти на дембель. Численность Бундесвера при этом сократиться с 250 до 163 тысяч человек. Но на всякий случай, положение о всеобщей воинской обязанности сохранится в немецкой конституции.
| |