|
Департамент культурного наследия начал компанию по просвещению москвичей - выпустил два фотоальбома, посвященных творчеству династии архитекторов Быковских.
Выдающиеся зодчие XIX века - Михаил и Константин - во многом определили неповторимый исторический облик столицы. Самая известная работа Михаила Быковского - знаменитая усадьба Марфино. Его сын Константин, был главным архитектором Московского университета. Почти весь тираж, полторы тысячи экземпляров, Москомнаследие обещает раздать бесплатно всем желающим.
Два внушительных тома, посвященных архитекторам Михаилу и Константину Быковским, отцу и сыну, с сотнями иллюстраций, на прекрасной бумаге - подарок москвичам от департамента культурного наследия. В прямом смысле весь тираж - а это полторы тысячи экземпляров - обещают раздать бесплатно. Так глава Москомнаследия Александр Кибовский начал кампанию по просвещению горожан.
В первом томе - творения Михаила Быковского. Большинство его зданий сегодня можно увидеть разве что на этих страницах - полностью перестроена Московская биржа в Китай-городе, разрушен торговый пассаж на Неглинной улице, церковь Никиты Мученика на Новокузнецкой снесена в 1936-м. Из сохранившихся - Ивановский монастырь на улице Забелина.
«Потрясающие совершенно своими пропорциями аркады, в интерьере и во дворе - с круглыми окнами итальянскими над колоннами», - делится впечатлениями искусствовед Людмила Сайгина, научный сотрудник Музея Архитектуры имени Шухова.
Собор усекновения главы Иоанна Предтечи, возведенный в 1860-х, считает Людмила Сайгина, - результат полемики Быковского с Константином Тоном, автором Храма Христа Спасителя. Если искусство Тона, по словам его современников, это воплощенная в камне триада графа Уварова - «православие, самодержавие, народность», - то творчество Быковского - с европейскими чертами. Архитектурный вариант спора века - между славянофилами и западниками, которые, впрочем, согласились в одном - время классицизма давно прошло.
«Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка», - слова Николая Гоголя, сказанные еще в 1831 году. В статье «Об архитектуре нынешнего времени» он призвал уйти от канонов ампира, приевшегося за годы Александровского правления.
«Он сказал, ну, сколько можно строить все эти портики, желтые стены и белые колонны. А как было бы красиво, если бы одна улица была мавританская, вторая - гишпанская...», - рассказывает Людмила Сайгина.
Первым на призыв Гоголя откликнулся молодой архитектор Михаил Быковский. Сын обрусевшего поляка - столяра и плотника, - он был учеником знаменитого Доменико Жилярди, с которым подмастерьем работал над усадьбами Кузьминки и Останкино, но семью кормил отцовским ремеслом - вырезал иконостасы. Только покровительство Жилярди позволило юноше занять должность преподавателя в Московском дворцовом училище, а позже - поехать на стажировку в Европу. Вернувшись в Москву в 1832 году, Быковский начал возводить свое самое знаменитое творение - подмосковную усадьбу Марфино. Сейчас там военный санаторий. Отказавшись от классической схемы - главный дом, по бокам два флигеля - Михаил Быковский создал ансамбль с башнями в духе английской готики.
«Вот это слияние средневековой архитектуры, вот центр выделяется не портиком, а трехчастной готической формы окнами, форма которых повторяется вот в этих бровках с органичными завершениями. Франкировано двумя башнями со средневековыми зубцами - это же средневековые европейские замки!» - говорит Людмила Сайгина.
Сын Михаила Быковского - Константин - пошел по стопам отца. Стал зодчим Московского университета. Это он отреставрировал в 1890-х здание Матвея Казакова на Моховой - ныне факультет журналистики. Построил Университетскую библиотеку в 1905-м. Ее круглый зал перекликается с ансамблем Церкви Святой Татьяны работы Евграфа Тюрина. Константин Быковский вернулся к классицизму, но модернизировал его.
«Несмотря на использование ордерных форм классической архитектуры, в библиотеке - здесь, посмотрите - разные фасады! Симметрии нет никакой, как в классицизме. А решетка - она просто в стиле модерн исполнена!», - рассказывает Людмила Сайгина.
В Зоологическом музее МГУ, который Константин Быковский построил в 1902-м, - пилястры, цокольный этаж - по греческим канонам. И неожиданно вход - с угла, и орнаменты - с совами, белками и кроликами. Такого в классицизме не было никогда. Два десятка зданий Университетского клинического городка, где сегодня располагается Медицинская академия имени Сеченова, - визитная карточка Быковского-сына.
До конца XIX века в районе нынешней Большой Пироговской улицы был пустырь. Девичье поле - излюбленное место народных гуляний. Так, именно здесь в 1826 году проходили торжества по случаю коронации императора Николая I, на которых присутствовал и Пушкин.
Архитектор Константин Быковский хотел спроектировать на этом месте университетские клиники таким образом, чтобы они отвечали всем современным санитарным нормам. До него больничные отделения обычно располагались в одном здании. В палате на 20 человек часто лежали рядом люди, которые страдали от совершенно разных заболеваний. Быковский понял - гигиена требует иного. В своем проекте он поместил педиатрическое, психиатрическое и гинекологическое отделения в разных корпусах.
Быковские, отец и сын, - в числе основателей Училища живописи, ваяния и зодчества. Они же в 1867 году создали Московское архитектурное общество, которое объединило десятки мастеров. Проводили конкурсы проектов, открыли постоянную выставку строительных материалов, организовали школу десятников - сегодня сказали бы прорабов: квалифицированных строителей в то время не хватало.
Обо всем этом - в книге, которая, как надеются авторы, станет пособием и для современных зодчих, доступным в любой точке мира, - электронную версию издания можно свободно скачать на сайте департамента.
| |