|
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Пьера Паоло Пазолини - выдающегося итальянского писателя и режиссера. О его противоречивой карьере и трагической судьбе - материал обозревателя «Вестей ФМ» Антона Долина.
Пьер Паоло Пазолини вызывает восхищение не у всех - иные до сих пор его ненавидят, считая его версию Евангелия богохульной, а некоторые поздние фильмы - преступными и порнографическими. Пожалуй, фигур, до такой степени разделявших общественное мнение, европейская культура не знала со времен маркиза де Сада, самое скандальное и невыносимое произведение которого Пазолини экранизировал накануне смерти: «Сало или 120 дней Содома» до сих пор запрещен к просмотру в большинстве стран. И, конечно, мрачной ухмылкой судьбы было совпадение завершения работы Пазолини над этой радикальной, опередившей свою эпоху лентой в 1975 году и его драматическая гибель от руки семнадцатилетнего подростка-проститутки, несколько раз переехавшего режиссера его собственным автомобилем: ведь фильм-то как раз был о характере насилия и подчинения, о связи власти, в том числе, политической, с темной стороной сексуальности.
Вероятно, Пазолини был гением; только гении до такой степени выламываются из всех возможных стереотипов, жанров, направлений и идеологий. Одна из ключевых фигур позднего итальянского неореализма, открытый гей, поэт и философ, яростный коммунист, Пазолини прошел в своем творческом развитии несколько стадий, которые со стороны кажутся взаимоисключающими. Каждая из его двенадцати картин - шедевр, ни одна не похожа на другую: даже живописные исследования городского низа в дебютном «Аккатоне» и последовавшей за ним «Мама Рома» имеют мало общего между собой, как, скажем, и три фильма эротической и стилизованной поздней «трилогии жизни» - «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча и одной ночи», в свою очередь, категорически не похожие на «Сало».
Однако лучшие и самые самобытные ленты Пазолини располагаются в промежутке между ранним натурализмом и поздними экранизациями. Это пронзительно-простой, будто репортажный, разыгранный непрофессионалами и больше напоминающий экранизацию теории Маркса, чем священный текст фильм о Христе - «Евангелие от Матфея» 1964 года, две едкие и злые, хотя и поэтичные притчи - «Свинарник» и «Теорема», две неоклассические античные трагедии - «Царь Эдип» и «Медея» с самой Марией Калласс, а также, конечно, карнавальные «Птицы большие и малые» с великим комиком Тото. Пазолини исследуют и пытаются понять до сих пор, но, как подлинный гений, он ускользает от интерпретаций и классификаций; все, что можно посоветовать в день его 90-летия отечественному зрителю, это знакомство с книгой - она же сборник дисков - великого итальянца, вышедшей всего год назад на русском языке и включающей основные фильмы Пазолини.
| |