|
Министерство транспорта представило правительству варианты финансирования высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург (ВСЖМ-1), пишет «Коммерсантъ».
По планам министерства, к 2018 году на условиях государственно-частного партнерства будет построена магистраль протяженностью 658 километров. Поезда по ней будут ходить со скоростью 400 километров в час. Для сравнения, «Сапсан» на отдельных участках развивает скорость до 250 километров в час. Стоимость проекта оценивается в 1,12 трлн рублей, из них 76 млрд рублей планируется потратить на подготовку территории строительства, 26 млрд рублей отведено на проектирование. Подготовкой проекта занимается дочерняя компания РЖД «Скоростные магистрали».
Строительство профинансирует государство и частный инвестор, который затем получит субсидии на поддержание ветки на этапе эксплуатации. Он также получит право перевозить пассажиров, следует из документа.
По расчетам Минтранса, есть две схемы финансирования. Первая предусматривает равные вложения инвестора и государства (по 505 млрд рублей) и бюджетную субсидию концессионеру в размере 791 млрд рублей в течение 2018-2032 годов. Согласно второй схеме, государство вложит 707 млрд рублей, но при этом субсидия составит 260 млрд рублей в течение 10 лет.
Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» в беседе с изданием назвала экономику проекта «ужасающей». По ее оценке, чтобы окупить проект при объеме перевозок в 10,5 миллионов пассажиров ежегодно, цена билета должна составлять не менее 5,5 тысячи рублей. Если к этой цене добавить минимальную рентабельность, то она возрастет до 9-10 тысяч рублей, добавила Сахнова.
В конце декабря совет директоров РЖД одобрил концепцию проекта ВСЖМ-1. Согласно проекту, магистралью будут пользоваться более 14 миллионов человек в год. Компания уже намерена обратиться в правительство с просьбой выделить в 2012-2013 годах на подготовку территории к строительству 24 млрд рублей и еще 2,8 млрд рублей на покрытие расходов на разработку концепции. Стоимость создания оценивалась в 696,2 млрд рублей, причем при проведении тендера РЖД рассчитывали снизить стоимость строительства до 500 млрд рублей.
Ранее эксперты «Стратегии-2020» подготовили доклад, в котором указывалось, что высокоскоростные магистрали должны быть выделенными. Интенсивное сообщение в пригородных зонах крупнейших городов России, в которых планируется развивать скоростное сообщение (Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Сочи), потребует снятия электричек. Также организация скоростного сообщения потребует модернизации инфраструктуры, а пассажиропоток недостаточен для постоянного скоростного сообщения с большим количеством поездов.
| |