|
Крупнейшая оружейная сделка между Россией и Китаем оказалась под угрозой срыва из-за отказа Пекина гарантировать российским истребителям защиту от копирования.
Москва и Пекин уже в ближайшее время могут подписать крупнейший за последние десятилетия оружейный контракт на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей СУ-35. Общая стоимость сделки 4 миллиарда долларов, сообщает российская пресса. Но все затягивается и даже может сорваться из-за того, что Пекин не подписывает соглашение на то, чтобы не копировать российскую технику. Данную ситуацию прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», председателем Общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко в эфире радио «Вести ФМ».
«Вести ФМ»: Игорь Юрьевич, насколько серьезно вы относитесь к сообщениям прессы о том, что все под угрозой срыва? Такие выражения нужно употреблять, говоря о том, что компромисс не найден?
Коротченко: Я думаю, что это преувеличение, потому что любая оружейная сделка, это предмет достаточно долгих переговоров, на которых детализируются практически все аспекты. Главная проблема в этой сделке - ценовая. Разумеется, Китай хочет приобрести новый ударный российский многофункциональный истребитель СУ-35, которого нет даже у его ближайшего вероятного противника - у Индии. Поэтому я думаю, что в конечном итоге компромисс будет достигнут. Главное, чтобы Китай согласился на те параметры по стоимости контракта, которые предлагает российская сторона. Действительно, я могу сказать, что раньше Китай проявлял интерес к закупкам СУ-35, но в очень маленькой сфере. Речь шла о покупке порядка 10 самолетов в целом. Мы на это не пошли. Сегодня речь идет уже о 48 машинах. Это нормальный товарный контракт. Что касается защиты от копирования, понимаете, СУ-35 такая высокотехнологичная сложная машина, что Китай, имея существующие технические возможности, просто не сможет его копировать.
«Вести ФМ»: Игорь Юрьевич, разрешите, пошучу: китаец - тоже высокосложная копировальная машина! Он все может!
Коротченко: Вы знаете, все дело в том, что СУ-35, например, радар «Ирбис», который составляет глаза и уши этой машины, Китай копировать просто не сможет, технологически он к этому не готов. Но в любом случае, постановка вопроса о защите интеллектуальной собственности в ходе реализации данного контракта - вещь абсолютно правильная. Другое дело, что это будет прецедентный контракт, где это будет достаточно жестко зафиксировано, но мне кажется, что китайцы, в конечном итоге, пойдут на уступки российской стороне.
«Вести ФМ»: А насколько серьезно в последнее время растет военный бюджет Китая?
Коротченко: Китай сегодня один из лидеров по увеличению военного бюджета, и успехи в данной сфере, конечно, проистекают из общего роста китайской экономики. То есть экономика развивает, собственно, военные амбиции. Знаем, что сегодня Китай приступил к строительству, как минимум, двух многоцелевых авианосцев с кораблями сопровождения. Китай очень серьезно «накачивает мускулы» с прицелом на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что вызывает большую обеспокоенность как у стран региона, так и у США. И поэтому закупка СУ-35 станет существенным изменением баланса сил в пользу Китая.
| |