|
У Китая есть три основных стратегических интереса. Первостепенным среди них является поддержание внутренней безопасности. Вторая по важности стратегическая забота Китая вытекает из первой. Китай должен экспортировать товары в остальной мир, импортируя при этом сырье. Третий стратегический интерес - поддержание контроля над буферными государствами.
Попросту говоря, у Китая есть три основных стратегических интереса.
Первостепенным среди них является поддержание внутренней безопасности. Исторически, когда Китай начинает участвовать в мировой торговле, как он это делал в 19 и начале 20 века, процветает прибрежный регион, тогда как внутренняя часть Китая, которая начинается в порядке 100 миль от побережья и простирается на 1 000 миль к западу, начинает чахнуть. Семейный доход примерно 80% всех китайских граждан на настоящий момент ниже, чем средний семейный доход граждан Боливии. Большая часть бедного населения Китая проживает к западу от более богатого прибрежного региона; эта неравномерность распределения богатства неоднократно выявляла столкновение интересов побережья и внутренней части страны. После провалившегося восстания в Шанхае в 1927 году Мао Цзедун воспользовался этой напряженностью - предпринял Великий поход вглубь страны, подняв армию крестьян и в конечном итоге покорив прибрежный регион. Он отрезал Китай от международной торговой системы, сделав Китай более единой и однородной, но крайне бедной страной.
Нынешнее правительство пыталось применять более благосклонные к богатым средства достижения стабильности: покупая доверие населения массовой занятостью. Планы по промышленной экспансии применяются без оглядки на рынки и границы; вместо этого движущей целью является максимальная занятость. Частные сбережения используются для финансирования промышленных усилий - так, что внутреннего капитала для покупки продукции остается очень мало. Соответственно, Китай должен экспортировать.
Вторая по важности стратегическая забота Китая вытекает из первой. Промышленная основа Китая немеренно производит больше, чем может употребить его внутренняя экономика, так что Китай должен экспортировать товары в остальной мир, импортируя при этом сырье. Таким образом, китайцы должны делать все возможное для обеспечения мирового спроса на свои товары. Это включает в себя ряд действий, от инвестирования денег в экономики стран-потребителей до установления свободного доступа к мировым морским путям.
Третий стратегический интерес - поддержание контроля над буферными государствами. Население исторического сердца Китая Хань сосредоточено в восточной трети страны, где обильное количество осадков отличает ее от гораздо более засушливых и безводных центральных и западных частей. Физическая безопасность Китая зависит от контроля над четырьмя не-ханьскими китайскими буферными зонами, которые его окружают: Маньчжурия, Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет. Обеспечение безопасности этих регионов означает, что Китай может изолироваться от России, которая лежит к северу, от любого нападения с западных степей, а также от атак из Индии или Юго-Восточной Азии.
Контролирование буферных зон обеспечивает Китаю географические барьеры - джунгли, горы, степи и сибирскую пустошь, которые трудно преодолеть, и создает защиту, которая ставит в крайне невыгодное положение.
Угроза интересам
Сегодня интересам Китая существуют угрозы.
Экономический кризис в Европе и США - двух главных клиентах Китая - поставил экспорт из Китая в ситуацию усиления конкуренции и снижения аппетитов. Тем временем Китай не смог соответственно повысить внутренний спрос и гарантировать доступ к мировым морским путям - независимый от того, который готовы предоставить американские ВМС.
То же самое экономическое давление угрожает Китаю во внутреннем смысле. Более богатое побережье зависит от торговли, которая ослабевает, а нищий центр требует субсидий, которые трудно предоставить в условиях существенного замедления экономического роста.
Кроме того, два буферных региона переживают изменения. Элементы внутри Тибета и Синьцзяна решительно сопротивляются ханьской оккупации. Китай понимает, что потеря этих регионов может спровоцировать серьезную угрозу китайской безопасности - в особенности, если потери приведут к тому, что Индия подберется к северу Гималаев, или создадут радикальный исламистский режим в Синьцзяне.
Ситуация в Тибете потенциально вызывает наибольшее беспокойство. Открытая война между Индией и Китаем - что-то масштабнее мелких стычек - невозможна, пока они разделены Гималаями. Ни одна из сторон не может логистически поддерживать крупномасштабную многосоставную войну в этой местности. Однако Китай и Индия могут представлять угрозу друг другу, если смогут пересечь Гималаи и установить военное присутствие с одной из сторон горной цепи. Для Индии угроза появится, если китайские силы войдут в большом количестве в Пакистан. Для Китая угроза возникнет, если большое количество индийских войск войдет в Тибет.
Следовательно Китай постоянно ведет себя так, словно намеревается отправить многочисленные силы в Пакистан, однако в конечном итоге пакистанцы не заинтересованы в фактической китайской оккупации - даже если она будет направлена против Индии. Подобным же образом сами китайцы не заинтересованы в осуществлении операций в Пакистане. Индийцы не особо хотят посылать войска в Тибет в случае тибетской революции. Индии независимый Тибет без китайских сил пришелся бы по душе, но не Тибет, где потребовалось бы значительное число индийских сил. Как бы тибетцы ни представляли проблему для Китая, проблема эта решаема. Тибетские повстанцы может и получают минимальное одобрение и поддержку со стороны Индии, но не до такой степени, которая бы поставила под угрозу китайский контроль.
Пока внутренние проблемы Ханя решаемы, проблема господствования в буферных государствах также решаема, хоть и с некоторыми усилиями и с некоторым ущербом репутации Китая за границей.
Ключевым для Китая является поддержание внутренней стабильности. Если ханьский Китай дестабилизируется, контроль над буферами станет невозможным. Поддержание внутренней стабильности требует передачи ресурсов, что, в свою очередь, требует стабильного роста китайской прибрежной экономики для создания капитала для передачи его внутрь страны. Если экспорт перестанет выходить, а сырье ввозиться, доходы внутри страны станут падать до политически небезопасного уровня. (Нынешний Китай далек от революции, но социальная напряженность возрастает, и страна должна использовать свой аппарат безопасности и Народно-освободительную армию для контроля над этой напряженностью).
Поддержание этих потоков - значительная задача. Сама модель занятости и приоритета доли рынка над прибыльностью использует не по назначению ряд ресурсов и разрывает нормальную саморегулирующуюся связь между поставками и спросом. Одним из наиболее разрушительных результатов является инфляция, которая может как вариант повысить расходы на субсидирование внутренней части, искореняя одновременно конкурентоспособность Китая по сравнению с иными низкозатратными мировыми экспортерами.
Для китайцев это представляет собой стратегическую задачу, задачу, которая может быть решена лишь повышением доходности китайской экономической деятельности. Это почти невозможно для производителей товаров с низкой добавленной стоимостью. Решением может быть начало производства товаров с высокой добавленной стоимостью (меньше обуви, больше авто), но это требует рабочей силы иного сорта, гораздо более образованную и квалифицированную, чем средний житель китайского побережья, не говоря уж о китайце из центра страны. Также это потребует прямой конкуренции с развитыми экономиками Японии, Германии и США. Это стратегическое поле боя, на которое Китаю придется выйти, если он надеется поддерживать свою стабильность.
Военный компонент
| |