|
В Третьяковской галерее проходит выставка работ Петра Кончаловского. Экспозиция называется «К эволюции русского авангарда». Она приурочена к предстоящему в декабре 100-летию первой выставки «Бубновый валет» и созданию в 1911 году одноименного общества живописцев, которое возглавлял художник.
Автопортрет Петра Кончаловского зрители в начале ХХ века подняли на смех: «Какой-то эфиоп, у которого лицо позеленело. А таких громадных рук вообще не бывает». Про картину с корридой сказали, что бык похож на глиняную игрушку. Первая выставка группы «Бубновый валет» в 1910 году стала пощечиной общественному вкусу.
«Люди выбегали, хватались за голову, кричали, что они попали в сумасшедший дом, - рассказывает куратор выставки Ирина Вакар. - Много было фельетонов написано про то, как какой-то человек привел свою беременную жену, ей стало плохо, и она чуть не родила».
«Живопись была подобна разноцветному пламени», - писал о той выставке Малевич. Зачинщик «безобразия» - только что вернувшийся из Испании Кончаловский - с картинами в нарочито упрощенных тонах, провозгласил манифест нового искусства.
Уже само название «Бубновый валет» содержало в себе вызов: так в то время называли каторжников, в том числе политических, за рисунок на их робе. Еще «бубновый валет» - это плут или мошенник в карточной игре. Все это должно было вызвать возмущение и содрогание в кругу приверженцев академизма.
Поездка в Испанию перевернула не только жизнь художника, но и все русское искусство. Отсылки к народному творчеству, примитив - то, во что потом с головой окунутся «бубнововалетцы» Гончарова и Ларионов. Сам Кончаловский пойдет дальше и станет экспериментировать с цветом.
«Здесь проявляется все сильнее такое качество, которое критики определили как "русский сезаннизм", то есть интерес к форме, которая как бы лепится цветом, - поясняет Ирина Вакар. - Не случайно в это время он работает на юге Франции. Его работы перекликаются если не с самим Сезанном, то с таким художником, как Дерен и другими художниками-французами».
Три семейных портрета, написанные с 1911-го по 1917-й. Жена Ольга, урожденная Сурикова, дети Наташа и Михаил. На полотнах заметно влияние чуть ли не всех направлений авангарда - постимпрессионизма, примитивизма, кубизма с традициями итальянских фресок. Способность быстро перенимать все новое и оставаться самим собой помогла Кончаловскому выжить и в советское время. Избегая конфликтов с внешним миром, он перешел к реализму, но сохранил независимость.
На выставке не случайно висят рядом эти две картины. Они были написаны почти одновременно. Две совершенно разные судьбы. С одной стороны - благополучный писатель Алексей Толстой , автор исторических романов, конформист. С другой - революционер в искусстве Всеволод Мейерхольд, уже лишившийся к тому времени своего театра и покровителей. Любопытно, что в то время Кончаловскому заказали потрет Сталина, и он отказался, сославшись на то, что он реалист и по фотографиям не работает.
Работы Петра Кончаловского с 10-х по 40-е годы как эволюция русского авангарда - именно такой подзаголовок у выставки в Третьяковской галереи. История о том, как модернистское бунтарство уступает место более традиционному художественному мышлению. Судьба блестящего искусства начала ХХ века, его достижений и потерь.
| |