|
Страны БРИКС заявили о возможном выдвижении собственного кандидата на пост президента Всемирного банка.
До сих пор его занимали представители США, среди вероятных выдвиженцев от Штатов сейчас значатся и представительницы «слабого пола». Кто может возглавить Всемирный банк, выясняли Вести.Ru.
Новая президентская кампания
Вслед за экс-министром финансов Франции Кристин Лагард, возглавившей в 2011 году МВФ, должность президента Всемирного банка также способна занять дама. Такой вывод можно сделать при изучении фигурирующего сегодня в СМИ перечня потенциальных кандидатов. В нем, помимо наиболее вероятных претендентов - бывшего ведущего консультанта Белого дома по экономическим вопросам Лоренса Саммерса и главы госдепартамента США Хилари Клинтон - также значатся постпред Соединенных Штатов при ООН Сьюзен Райс и Лаура Д'Андреа, в свое время консультировавшая Билла Клинтона по экономической проблематике.
Действующий президент ВБ Роберт Зеллик в середине февраля объявил о намерении уйти в отставку по истечению срока полномочий 30 июня текущего года. Кандидаты на вакантный пост должны быть выдвинуты до 23 марта. Далее исполнительным директорам ВБ предстоит сформировать короткий список выдвиженцев (не более трех), из числа которых до весенних совещаний 20-22 апреля на основе консенсуса будет избран новый президент Всемирного банка.
До сих пор, в течение 65 лет, по негласной договоренности эту должность занимал кандидат от США, тогда как главой МВФ неизменно становился выдвиженец Западной Европы. Но в конце февраля представители стран БРИКС заявили о возможном выдвижении собственной кандидатуры. О том, что Пекин также намерен сыграть более значимую роль в утверждении следующего руководителя ВБ - с учетом реальных достоинств претендентов, а не второстепенных факторов - ранее сообщил пресс-секретарь МИД КНР Лю Вэйминь. Тем не менее, по предположению издания Financial Times, как и недавняя история с избранием главы МВФ, новая президентская компания тоже завершится по традиционному сценарию.
ВБ возглавит дама?
Так будет ли, в итоге, изменена привычная схема или же развивающие государства поддержат кандидата от США, признав, к примеру, достойной этого поста Хилари Клинтон или, скажем, Сьюзен Райс, которая недавно критиковала Россию и Китай, заблокировавших принятие Совбезом односторонней резолюции по Сирии?
По мнению заведующего отделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергея Афонцева, сегодня рано оценивать шансы конкретных претендентов. Но уже можно отметить, что кандидатура г-жи Клинтон, с известными ее политическими и идеологическими установками, не вполне подходит для должности президента Всемирного банка, который представляет собой организацию развития, охватывающую, в том числе государства Азии и Африки - с далекими от демократических идеалов системами госуправления и острейшими социально-экономическими проблемами.
«К тому же, после озвученных госсекретарем США заявлений по внутриполитической ситуации в России подобное утверждение, наверное, не обрадует Москву», - пояснил Вестям.Ru Афонцев. Хотя, в общем, добавил он, для российской стороны достаточно бессмысленно поддерживать выдвиженца Китая или, скажем, Бразилии - при сегодняшнем соотношении голосов, обеспечивающем монополию США на руководство ВБ.
В свою очередь, начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева назвала кандидатуры Клинтон и Райс «сильными и самостоятельными». По ее словам, в современном деловом мире половая принадлежность претендентов на руководящие посты не имеет особого значения. В данном случае более важным представляется наличие опыта работы в финансовой сфере.
Претендент от БРИКС
Как заметила Вестям.Ru Цепляева, «вероятно, и в этот раз президент ВБ будет избран по традиционной схеме, но это не значит, что развивающиеся страны должны поддерживать статус-кво и хранить молчание по данному вопросу». На сегодня доля США в мировом ВВП составляет порядка 20%, а Китая - около 13%. И когда это соотношение изменится, расклад сил, в том числе в международных финансовых структурах тоже станет иным, резюмировала начальник аналитического отдела BNP Paribas.
«На фоне нынешнего долгового кризиса в Европе все более укрепляются позиции развивающихся государств, с динамично растущими экономиками. В этих условиях для стран БРИКС естественно попытаться пролоббировать собственные интересы в одной из ведущих международных финансовых организаций», - ответил Вестям.Ru старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин. Правда, и он признал, что пока, скорее всего, продвинуть собственного кандидата - взамен представителя США - странам БРИКС не удастся.
Полтора года назад квота голосов для развивающихся государств в ВБ была повышена более, чем на 3% - до 47, 19%, за счет сокращения доли СЩА (с 16% до 15,85%) и Японии. При этом доля Китая увеличилась с 2,77% до 4,42%, а российская сохранилась на прежнем уровне в 2,78%.
Развитые страны и сейчас располагают в ВБ большинством голосов, а США способны наложить вето на любую резолюцию. Впрочем, даже если в этот раз дело ограничится включением выдвиженцев развивающихся государств в выше упомянутый шорт-лист, в перспективе их влияние в организации, официально именуемой «одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира», обещает стать более весомым.
| |