|
На Фестивале искусств в Хельсинки состоялся концерт знаменитой скрипачки Виктории Мулловой, в 1983 году бежавшей из Советского Союза. Для Баха и Мулловой организаторы фестиваля выбрали один из самых привлекательных и необычных залов финской столицы - знаменитую церковь в скале.
27 лет назад побег Виктории Мулловой из Союза на Запад через Хельсинки стал едва ли не главным событием года в Финляндии. Мировая пресса взорвалась сообщениями о новом русском невозвращенце, журналиста финского радио, способствовавшего побегу, уволили, опасаясь давления со стороны Москвы.
Тогда в 1983 году победительница конкурса имени Яна Сибелиуса и недавнее открытие конкурса имени Чайковского она моментально обрела западных менеджеров и возможность выступать на лучших площадках мира. С сегодняшних позиций бегство из Союза можно расценить как блестящую пиар-компанию. Тогда же для юной Мулловой успех предприятия не был очевидным.
«У всех бежавших в принципе все складывалось очень хорошо, сомнений у меня не было. Я даже думала, что если вдруг у меня не получится, и я буду работать в ресторане, все равно это будет свободная жизнь», - вспоминает Виктория Муллова, скрипачка.
В 1983 году в гостинице Хельсинки Муллова оставила скрипку Страдивари, принадлежавшую государственному фонду. Новый инструмент той же знаменитой мастерской пришлось приобретать через два года в кредит.
Страдивари 20-х годов XVIII века, жильные струны и укороченный барочный смычок - на новом витке музыкальной карьеры Муллова по-прежнему исповедует аутентичный стиль.
«Очень мало такого, что действительно могло бы тронуть с музыкальной стороны. Играют немножко все одинаково, я так считаю», - говорит Виктория Муллова.
Последние 10 лет Муллова экспериментирует с различными составами, на зло академистам включает в программы джазовые и даже цыганские произведения, но базовый репертуар солистки по-прежнему строится на скрипичном наследии Баха. В финской столице Муллову поддержал Хельсинский барокко-оркестр и лучший, по мнению немецких критиков, интерпретатор Баха, дирижер Рейнхард Гебель.
«У него такие новые темпы и вообще новые интерпретации, что это довольно интересно. И он доказывает, почему это надо играть именно так», - объясняет скрипачка.
Для Баха и Мулловой организаторы фестиваля выбрали один из самых привлекательных и необычных залов финской столицы. Знаменитая церковь в скале, шедевр современной финской архитектуры, создавалась 40 лет назад по проекту братьев Суомолайнен. Зал с прекрасной акустикой, суровым пещерным интерьером и богатыми традициями проведения классических концертов.
Как в действительности звучала музыка Баха, по мнению Мулловой, сегодня не знает никто. Гений сочинял по кантате к выходным, музыканты играли с листа часто без репетиций, не думая о том, что через столетия эти произведения будут разбирать, анализируя каждую ноту. Груз ответственности при обращении с классикой часто мешает восприятию, но к Мулловой это не относится.
| |