|
В Петергофе происходит масштабная реставрация. Сразу семнадцать статуй Большого каскада увезли на восстановление. Большинство скульптур созданы во времена Петра Великого и впервые покидают пределы музея-заповедника.
Раньше золоченые фигуры реставрировали фактически на открытом воздухе, поэтому золоченое покрытие тускнело. В этом году работы проходят в специализированном помещении. Реставрация в теплых мастерских поможет надолго сохранить сусальное золото.
Поднять и привезти двухтонную статую в реставрационную мастерскую когда-то было очень рискованным делом. Особо опасен был обратный путь, когда фигура уже отреставрирована и позолочена. Современные краны позволяют провести эту операцию безболезненно для скульптур. Старец Волхов - аллегория крупнейшей российской реки, как впрочем, и красавица Нева - покинули свои места в Петергофе впервые. Эти статуи, как принято сегодня говорить, новоделы. Подлинные петровские скульптуры исчезли во время войны. Однако до сих пор существуют легенды, что их могли спасти.
Обычным скребком, вручную, мастер удаляет остатки позолоты и лакокрасочных покрытий - следы реставрации прошлых лет. За много десятилетий в технике реставраторов мало что изменилось. После тщательной чистки фигуры покрывают свинцовым суриком, разведенным на натуральной олифе. После этого статуя приобретает необычный «облепиховый» цвет.
На данный момент в Лувре хранится мраморная фигура борца, с которой в 1880 году сняли вольные копии. Почему вольные? Потому что скульптор добавил в руку борца факел - как символ окончания Северной войны и змею - олицетворение зла. Что интересно: в руке и вдоль всего туловища проходит водопроводящая труба. Поэтому рука съемная. Со временем она расшатывается и во время реставрации мастерам постоянно приходится ее укреплять.
Большинство скульптур Большого каскада и ковша Морского канала были созданы еще во времена Петра первого - 200 лет назад. Но сохранились они не хуже, чем воссозданные вновь Волхов и Нева. Со временем тускнеет только золото, а, точнее, драгоценный металл просто вымывается в Финский залив.
«Самый сложный этап - это золочение. Для меня это труднее всего. Гораздо труднее, чем сделать подготовку - покрыть суриком, ошкурить. На золочении устаешь больше чем на подготовке», - сказала реставратор-позолотчик Жанна Иванова. Мастера уверены - реставрация в теплых мастерских поможет сохранить сусальное золото дольше, чем обычно. На свое место в Петергоф скульптуры вернутся к началу летнего сезона.
| |