|
Ученые из Санкт-Петербурга создали в своей лаборатории миниатюрную копию реки, которая течет в районе олимпийской стройки на Красной поляне. Они моделируют сели, наводнения и оползни - чтобы понять, как лучше укрепить берега. Ведь даже название реки - Мзымта - переводится как «бешеная»
Это не прорыв канализации, а реальная река Мзымта. Правда, расположена она в Сочи, но теперь течет и в питерской лаборатории. Ученые гидрологического института повторили все изгибы русла, вплоть до каждого камня. Даже дно здесь ничем не отличается от сочинского, только размеры меньше: один к 80.
Участок в 4 километра - это уже третья модель горной реки. Всего их будет 11. Поскольку всю Мзымту проложить разом в лаборатории не получится, ученые разбили ее на сектора и теперь выясняют, как объекты олимпийских дорог отразились на поведении реки.
«Сваи все равно устоят. Но от того, насколько достоверно воспроизведена подземная часть, зависит количество аллювия, который будет вымыт из этого места. А он нам не желателен. Потому что это дополнительные намывы. Из-за этих размывов может образоваться целое образование.
Для достоверности приходится моделировать полностью все по чертежам, поскольку у них все мосты рассчитаны на повторяемость паводков раз в сто лет. И мы проверяем их: а не затопит ли, если будет повторяемость раз в тысячу лет? Пока они выдерживают и это. В ситуации, если будут катастрофические размывы, мы тут же сообщаем проектировщику», - говорит Виктор Католиков, заведующий отделом русловых процессов Государственного гидрологического института.
Модель единственного источника питьевой воды в Сочи испытывают сильнейшими паводками. Так ученым удается понять, где будут затопления и разрушения в случае реального природного катаклизма.
«Пока предыдущие исследования показали, что ничего катастрофичного от этих сооружений на уровне прохождения паводков не происходит. Они не оказывают воздействия на уровень воды. Они по-другому организуют пойменные потоки и, соответственно, по-другому организуют места размыва», - продолжает Виктор Католиков.
По результатам исследований петербургские ученые дают указания сочинским строителям, где, как и чем укреплять берег реки. Сейчас вдоль берега, где проходит автомобильная трасса Адлер - Красная Поляна и железнодорожные пути в том же направлении, ведутся работы по укреплению берега.
На берегу строители ставят габионы - металлические сети, заполненные камнями. Эти укрепления известны еще с 19 века. Армия Наполеона таким образом защищалась от картечи и пуль противника. Укрепление берегов при помощи зеленых технологий - это одно из мероприятий по восстановлению речной долины.
«Мы совместно с учеными в области гидрологии разработали проект восстановления русла реки Мзытма. В него входят такие мероприятия, как восстановление гидравлических характеристик русла реки, рекультивация нарушенных прирусловых участков, посадка зеленых насаждений, организация гнездовий птиц, выпуск мальков», - говорит представитель компании «РЖД» Игорь Новичихин.
Группа ученых не только решает, как адаптировать русло реки к новым условиям, не нарушая законов развития природы, но думает, как сохранить мелководья, чтобы не погибла рыба, а у остальных животных был подход к водопою. Проведение Олимпийских игр здесь не должно нарушить экосистему.
«Очень важно, чтобы река восстановила свое первоначальное значение как источник питьевого водоснабжения, как место обитания различных растений и животных, в том числе и краснокнижных видов», - утверждает директор департамента экологического сопровождения ГК «Олимпстрой» Глеб Ватлецов.
Цивилизация, представленная дорогой между олимпийскими объектами, по замыслу строителей и ученых, не должна повлиять на дикость этих мест. Поэтому для укрепления берега, хоть это и дороже, и дольше, используют габионы, а не, например, бетонные плиты.
Через несколько лет камней и проволоки и видно не будет. Они зарастут речными наносами и будут зелеными - немым доказательством того, что олимпийская стройка в Сочи - самая экологичная в стране.
| |