|
Федеральная антимонопольная служба проверит тарифную политику авиакомпаний в связи с многочисленными жалобами пассажиров. Правда, эксперты считают, что шансов снизить стоимость билетов при сохранении прибыльности у авиакомпаний нет.
Вопросы, связанные с тарифной политикой и системами продаж авиабилетов, планируется обсудить на одном из заседаний экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте, пишет «Российская газета».
Пассажиры недовольны необоснованно высокой стоимостью перевозок, а также продажей билетов по тарифам, которые в несколько раз различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий в обслуживании на борту.
Кроме того, клиентов авиакомпаний не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов. Авиакомпании также не хотят снижать стоимость билетов на рейсы, не пользующиеся спросом.
Основная задача регуляторов - не дать авиакомпаниям, доминирующим на рынке, злоупотреблять своим положением, в том числе путем ценовых манипуляций, пояснил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Ротенберг.
Билеты на авиарейсы сегодня продаются с использованием специальных систем продаж (дистрибуции). Каждая из таких компьютерных программ имеет свою долю российского рынка и свои особенности. Одна из них - система управления доходами (RMS), с помощью которой авиаперевозчики регулируют загрузку воздушных судов.
Ее механизм прост. Компьютер, исходя из данных о количестве пассажиров, анализирует распределение потоков по рейсам, маршрутам и датам. На основании полученных результатов программы строят детальные прогнозы загрузки рейсов. Аналитики авиакомпаний моделируют коммерческую загрузку рейсов с учетом конъюнктуры спроса.
Авиакомпании, вооруженные таким инструментом, получают на рынке перевозок определенные преимущества, отметили в ФАС. По некоторым данным, применение этих систем увеличивает доход авиакомпании на 4-6% в год. В целом использование RMS способствует развитию конкуренции между авиакомпаниями.
В ФАС хотят выяснить, насколько системы управления доходами отвечают возложенным на них функциям по регулированию тарифных предложений в зависимости от времени продажи билета, характеристик по условиям применения тарифов и продажи билетов, от степени загрузки воздушного судна. Еще один вопрос, который волнует антимонопольщиков, - влечет ли падение спроса на билеты автоматическое снижение цен, и кто вообще определяет работу компьютерной программы: разработчик или перевозчик.
По мнению экспертов, единых стандартов для специальных систем продаж нет и быть не может. Задача такой системы - продать дорогие и дешевые билеты в таком соотношении, чтобы авиакомпания получила максимальную прибыль. Ведь может получиться так, что, перевезя 20 пассажиров за 10 тысяч рублей каждого, авиакомпания заработает больше, чем при перевозке 40 клиентов за пять тысяч рублей - как минимум, она сэкономит на бортовом питании и аэропортовых сборах.
Сейчас эластичность спроса по цене (изменение величины спроса в ответ на изменение стоимости товара или услуги) далеко не так высока, как хотелось бы, объясняют эксперты.
Кроме того, авиакомпании могут заработать и на перевозках попутного груза. А незначительное снижение цены, к примеру, на 5% не приведет к значительному увеличению спроса на авиабилеты, зато гарантированно подорвет экономику перевозок.
На международных рейсах, где перевозчики летают в рамках межправительственных соглашений, в стоимость билетов не входит налог на добавленную стоимость. А внутри России он все еще есть. Пока, пытаясь повысить спрос на региональные авиаперевозки, государство субсидирует полеты пенсионеров и студентов с Дальнего Востока и из Калининграда в Центральную Россию. Для них стоимость билета будет снижена на 50% во время летнего расписания.
Региональные перевозки также получили поддержку со стороны федерального и региональных бюджетов в этом году в тех районах, где авиация - единственный вид транспорта. Региональным компаниям дали возможность обновлять парк, обнулив таможенные пошлины на ряд типов самолетов.
Напомним, ранее ФАС предложила разрешить на международных маршрутах работать не одной, а как минимум двум отечественным авиакомпаниям. Минтранс поддержал это предложение. Конкуренция между авиаперевозчиками должна привести к появлению более доступных билетов.
| |