|
Для него не стоит труда исчезнуть на фоне весеннего леса, слиться с кирпичной стеной или растаять среди продуктовых полок. В Москву на фотобиеннале он приехал, чтобы на глазах у всех раствориться в российской действительности.
Найти фотографии человека с первого взгляда практически невозможно. Кажется, на снимке просто трактор. На самом деле перед ним стоит человек. Его тело будто прозрачно. Сквозь него просвечивают колеса и ковш. При этом никакого фотошопа. В кадре настоящий «человек-невидимка» - так называют китайского фотографа Лю Болина.
«Я хочу отразить информационный поток, в котором живет общество. Я подумал, что в России только что прошли выборы президента, все еще взбудоражены. И российская пресса - отличный фон для моей новой работы», - признался фотограф Лю Болин.
Обложки журналов, которые заранее расставили ассистенты, мастеру не понравились: мало броских заголовков. Господин Лю лично идет в киоск. Он сметает буквально все: деловые журналы, газеты объявлений, комиксы.
Два увесистых пакета с периодикой, четыре помощника и камера Hasselblad - Rolls-Royce среди фотоаппаратов. Перформанс Лю Болина столь же эффектен, как фокусы Дэвида Копперфильда, и подготовки требует соответствующей. Первый снимок - просто полки с журналами. После Лю Болин встает в кадр. Ассистенты обводят контуры его тела. В таком положении мастер бывало стоял неподвижно часов по 10, пока помощники помогали ему мимикрировать под цвет фона. На этот раз для скорости костюм раскрашивают на столе. Хотя сделать заветный снимок все равно можно будет еще не скоро.
Он начинал как скульптор. И 7 лет назад как скульптор участвовал в Международном художественном лагере в Пекине, его называли самым масштабным конгломератом искусств в Азии. Но власти выставку разогнали, и сравняли с землей более сотни мастерских, служивших многим авторам также и домом. Снимки Лю Болина стали формой протеста. «Раз правительство не видит современного художника, пусть он и правда станет невидимкой», - говорит мастер. Эти кадры - с призрачным Лю Болином, ускользающим от полицейского, облетели ведущие галереи Франции, Италии и Америки.
«Это и протест против того, что мы забываем людей. И напоминание нам о том, что в конце мы станем невидимыми, но останется плод наших рук», - пояснила Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.
В сегодняшних работах Лю Болина больше философии и меньше политики. Фотограф говорит: за всем в этом мире стоит человек. Хотя порой его и не видно.
| |