|
В персонажах «Льва Гурыча Синичкина» актеры узнавали самих себя
В «Табакерке» перед премьерой спектакля «Лев Гурыч Синичкин» звучит музыка, в буфете продается вкусное и недорогое лакомство, ну и, конечно, чай, кофе, шампанское, а в самом подвале во всю силу работает кондиционер. Струя воздуха, охлаждающая не в меру разгоряченных зрителей - отнюдь не лишняя деталь на такой премьере, где из-за слишком громкого собственного смеха можно стать врагом почтенной публики, отчего потом сгореть от стыда.
Уж очень смешно, непривычно и вместе с тем жизненно действо на юбилейной сцене (в этом сезоне - 25-летие образования «Табакерки») под хорошо знакомым названием «Лев Гурыч Синичкин».
Режиссер Юрий Еремин, ставя по-новому старый и не совсем русский (это вольный перевод французской пьесы) водевиль, перенес действие во времена НЭПа, когда смешалось в одном флаконе все, что только возможно - чистота и разврат, талант и пошлость, наивность и делячество, барство и нищета. В 1920-е театр был на подъеме, и нувориши тратили свои бабки на зрелища, на актрис, на свою причастность к артистическому успеху. Вряд ли они, конечно, покупали моченые яблоки, чтобы забросать ими артистов, как имеет сие место быть в постановке Юрия Еремина, но сама идея очень даже креативна. Ведь на некоторых персонажей-актеров, осмеянных в этом «театре в театре», нет иной управы - играют безобразно, поют фальшиво, любовников и любовниц меняют как перчатки...
По сути спектакль - о том, как провинциальному артисту, приехавшему в столицу, прямо с вокзала завоевать избалованную публику. Благородный отец как в жизни, так и на скромной сцене, Лев Синичкин (Михаил Хомяков) на своем актерском опыте знает, что во все времена, даже в такое циничное как НЭП, ценятся искренность, душевная чистота, юношеский азарт и всегдашняя готовность к победе. Кстати, именно эти свойства у будущих актеров до сих пор ищут все приемные комиссии театральных вузов, а потом руководители театров...С искренностью, талантом и кое-какой профессиональной базой можно отодвинуть на второй план всяких Сурмиловых, которые добиваются главных ролей за счет влиятельных любовников...
Как психологически точна (Юрий Еремин всегда делает акцент на психологии героев) Дарья Калмыкова в роли записной примадонны Раисы Сурмиловой! Художник по костюмам - блистательная Виктория Селюкова, которая украшает в последнее время все спектакли Юрия Еремина в театре «Моссовета», в частности, «Сирано де Бержерак», «Кастинг», «Серебряный век», - настолько выигрышно одела героиню Калмыковой, что кажется - создать характер Сурмиловой актрисе вряд ли было сложно. Жаль, что Дарья слишком уж осторожно поднимает в танце свои длинные ноги, и нельзя разглядеть ее белье (обычно Виктория Севрюкова уделяет большое внимание белью актрис, считая, что именно оно подчеркивает в актрисе женщину, а в женщине - актрису). А вот для ее соперницы - дебютантки Лизы Синичкиной (Нина Гусева) мудрейшая Виктория Севрюкова не стала ничего особо придумывать. В простенькой голубенькой блузке и серой юбочке, под заботливым руководством своего отца, но и не без помощи тех самых моченых яблок, Лиза забирает роль у Сурмиловой и становится «звездой». Виктория Севрюкова за свою большую жизнь в театре не единожды видела, как девочки, приходящие в театральные вузы с одним чемоданчиком и в платьице, наспех надетом в туалете поезда, потом становились знаменитыми артистками... А дорогие наряды нужны для богатого бабника Ветринского (Евгений Миллер), который очень даже по-современному считает, что «жить без любви немодно», драматурга Борзикова (Александр Фисенко), для антрепренера Пустославского (Дмитрий Бродецкий)... Потому что во все времена им необходимо менять шкуру, чтобы как-то скрыть свою душевную неприглядность.
Да, спектакль по старомодному водевилю не лишен морализаторства. Но поскольку эта мораль подана не как учебник, не как агитация и не как грубая пародия на нравы, а весело, остро, правдиво, талантливо, то она доходит до сердец зрителей. Жаль, что некоторые наши актрисы не узнают себя в образе Сурмиловой, по одной простой причине - они очень редко ходят на спектакли, в которых не задействованы. В XIX и XX веках публика легко определяла, кто из известных актрис их времени - такие вот Сурмиловы. Нашим же актрисам и героиням надо показать их портрет со сцены или назвать по фамилии, как это происходит в другом спектакле «Табакерки», «Околоноля», чтобы они узнали себя.
Впрочем, так ли уже надо кого-то разоблачать? Достаточно вызвать у публики здоровый, пусть даже слишком громкий и резкий для уха, смех, которого сегодня всем нам так не хватает! Одна беда - зрительный зал «Табакерки» или подвал уже маловат для таких открытых проявлений эмоций, как гомерический смех. Надо скорее переезжать в новое здание театра, на улицу Гиляровского, - там оно, по словам руководителя «Табакерки», строится... Кстати, в телевизионном фильме 1974 года «Лев Гурыч Синичкин» Олег Табаков играет роль драматурга Борзикова...Олег Павлович любит возвращаться к тому материалу, с которым работал сам, чтобы рассмотреть его в призме современности и дать возможность актерам совсем другого поколения сыграть вечные роли.
| |