|
Летом правительство ужесточило бюджетную политику, потратив за три месяца на 7% меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Если попытаться так же консервативно расходовать деньги до конца года, то, возможно, удастся сэкономить до 2 трлн рублей из средств, предусмотренных бюджетом на текущий год. Но маловероятно, что эти деньги будут сохранены. Скорее всего, они в ближайшее время все равно окажутся на рынке и ускорят инфляцию.
Обычно инфляция в первые месяцы года в России резко подскакивает. Например, если в декабре 2006-го она составила 0,79%, то в январе 2007-го подскочила сразу до 1,68%; если в декабре 2007-го - 1,13%, то в январе 2008-го - 2,31%; в декабре того же года - 0,69%, в январе следующего - 2,37%; в декабре 2009-го - 0,41%, в январе текущего - 1,64%. Как правило, это связано с тем, что большинство бюджетных организаций в течение года относительно экономно расходуют средства, но ближе к Новому Году увеличивают траты, закрывая контракты (в противном случае им могут сократить бюджет на следующий год). Кроме того, и сам Минфин в течение года пытается экономнее тратить бюджет, а потом экстренно распределят оставшиеся расходы.
Скорее всего, эта тенденция проявит себя и в текущем году: летом правительство пыталось проводить более консервативную бюджетную политику и потратило за три месяца на 7% меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Ситуацию с ростом цен в начале 2011-го осложнит то, что инфляция разгоняется и без ускоренных бюджетных расходов (в первую очередь из-за летней засухи). Ранее власти ожидали замедления инфляции в 2010 году до 6-7%, но уже к концу августа инфляция достигла 5,4%.
Согласно предварительной оценке Минфина, по итогам первых 8 месяцев 2010 года доходы федерального бюджета составили 5,3 трлн рублей, расходы - 5,95 трлн, дефицит - 646 млрд рублей (2,3% ВВП).
По подсчетам директора аналитического департамента Банка Москвы Кирилла Тремасова, если осенью среднемесячные расходы будут оставаться на уровне последних месяцев, то к концу года образуется «бюджетный навес» (то есть выделенные, но не израсходованные деньги) около 2 трлн рублей - из 10,2 трлн рублей, предусмотренных бюджетом-2010. Теоретически экономия за счет повышения эффективности бюджетных расходов могла бы быть еще больше. По оценке советника Института современного развития Никиты Масленникова, 25-30% бюджетных расходов в настоящее время неэффективны.
Более экономное расходование средств может замедлить начавшееся в середине лета ускорение роста потребительских цен, но только если «навес» не будет быстро израсходован. В противном случае это лишь подстегнет инфляцию. «В условиях грозящей выйти из-под контроля инфляции ужесточение бюджетной политики может стать важным инструментом сдерживания инфляционного давления, - говорит Кирилл Тремасов . - Но в любом случае традиционного декабрьского всплеска расходов не избежать, потому что часть "навеса" потратят. Вопрос в том, какую часть».
Финансовый аналитик компании FxPro Александр Купцикевич не исключает, что ускорение инфляции действительно заставит финансовые власти страны экономнее расходовать деньги. «Бюджетный дефицит - нечастое явление в России 2000-х, - говорит он. - С ним нужно очень осторожно иметь дело». Но, скорее всего, прогнозирует эксперт, к концу года «навеса» не останется, поскольку его распределят по оставшимся месяцам. «Обычно в первые полгода бюджет расходуется более экономно, а в финальные три-четыре месяца Минфин выполняет план ускоренными темпами, - напоминает Купцикевич. - По всей видимости, так будет и в этом году. "Навес" не будет влит в экономику одномоментно, а скорее всего будет распределен по оставшимся четырем месяцам года, разогнав инфляцию».
Аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов полагает, что «навес» по итогам года будет гораздо меньше 2 трлн рублей. «При сохранении нынешних темпов расходов дефицит на конец года составит около 1 трлн рублей при прогнозе 2,42 трлн рублей», - прогнозирует он. По его мнению, вливание в экономику части сэкономленных денег в данный момент не приведет к резкому росту инфляции, поскольку спрос еще не восстановился. Но в 2011 году, когда начнут расти заработные платы и спрос, почувствуется отсроченный эффект этого вливания. При этом вряд ли будет потрачен весь «навес», подчеркивает Сафонов. Неизрасходованную его часть правительство может направить в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Член Экономической экспертной группы Елена Лебединская не исключает такой возможности. В период существования Стабфонда так и было - остатки бюджетных денег направлялись в него. Правда, сейчас формально источниками формирования Резервного фонда могут быть только доходы от добычи и экспорта нефти и газа, а также доходы от управления средствами фонда. Более того, с 1 января 2010 года до 1 января 2013-го фонд лишился и этих доходов: в этот период нефтегазовые доходы вообще не используются для формирования фонда, а напрямую идут на финансирование бюджетных расходов. «Но если будет нужно, то будет принят закон или постановление, по которому "лишние" расходы будут направлены в Резервный фонд», - не сомневается Лебединская. Она также напоминает, что часть расходов, в том числе на федеральные целевые программы, можно переносить на следующий год. «Сейчас есть и другие возможности зарезервировать сэкономленные деньги, хотя раньше с этим усиленно боролись», - добавляет эксперт.
Некоторые аналитики уверены, что никаких бюджетных денег Минфину сберечь не удастся. Например, руководитель департамента управления доходами инвесткомпании «РИК-Финанс» Иван Воробьев считает, что Резервный фонд в конце года не просто будет нечем пополнять, но, более того, для финансирования бюджетного дефицита его еще придется изрядно потратить - с 1,23 трлн рублей на 1 сентября текущего года до 200 млрд рублей в конце года. «Никакого вливания дополнительных денежных средств в экономику не произойдет», - резюмирует эксперт. Дефицит бюджета по итогам года, по его прогнозу, составит 6,4% ВВП.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова тоже не рассчитывает, что к концу года останется большой «навес». «По моим подсчетам, в бюджете могут остаться неизрасходованными только 500 млрд рублей, которые были заложены на нереализованные в итоге антикризисные меры», - говорит она. Экономист ожидает, что расходование бюджетных средств в IV квартале ускорится, и «при самом благоприятном развитии событий» дефицит бюджета по итогам года составит около 2 трлн рублей.
Евгений Новиков
| |