|
В многолетних поисках утраченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» достигнуты первые результаты.
Как сообщил руководитель проекта исследователь-искусствовед Маурицио Серачини, спектральный анализ стены зала Большого совета (Салона Пятисот) дворца Сеньории (Палаццо Веккьо) во Флоренции показал наличие под другой более поздней фреской Джорджо Вазари образцы черной краски, точно такой же, какой пользовался гений Возрождения при создании портрета Моны Лизы и холста «Иоанн Креститель». Серачини еще в 1975 году предположил, что живописец и историк искусств Вазари, в своих дневниках восхищавшийся фреской да Винчи, не мог ее уничтожить собственной рукой.
По предположению ученого, Вазари пошел на хитрость и рисовал свою, также батальную сцену «Битву при Марчано» не прямо поверх предшествовавшей, а соорудив «фальшивую» поверхность, которая и накрыла оригинал. После преодоления многочисленных препятствий со стороны представителей ведомств по охране культурного наследия, в 2010 году Серачини удалось получить первое подтверждение своей теории, когда под фреской Вазари действительно была обнаружена «воздушная подушка» шириной не более 3 мм.
Фреска Леонардо была заказана в 1503 году гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. По замыслу художника она должна была стать самой масштабной его работой. По размерам /6,6 на 17,4 метра/ фреска в три раза превышала «Тайную вечерю».
Примечательно, что стену напротив должен был расписывать другой гений Возрождения Микеланджело, который набросал известный картон «Битва при Кашине», но так никогда не реализовал. При работе над «Битвой при Ангьяри» Леонардо использовал разные инновационные техники, и в этом, по мнению ученых, причина того, что краски «не легли». Поэтому Медичи решили ее «зарисовать», пригласив Вазари.
| |