|
Компания SRB Energy начала поставки первых панелей для аэропорта Женевы. И это только начало проекта по развертыванию самой обширной системы энергообеспечения на солнечных батареях в Швейцарии.
Испанская SRB Energy поставила первые панели для аэропорта Женевы. И это только начало проекта по развертыванию самой обширной системы энергообеспечения на солнечных батареях в Швейцарии. Триста высокотемпературных солнечно-термальных панелей расположатся на 1 200 м² на крыше главного здания аэропорта.
Но эта заметка о другом: методика производства панелей, которые будут обогревать пассажиров зимой и обдувать кондиционированным воздухом летом, берёт начало из вакуумной технологии, разработанной в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) для ускорителей частиц.
Напомним на всякий случай, что пучки частиц могут жить и циркулировать только тогда, когда из трубы кольца ускорителя полностью удалён воздух. Именно поэтому для ускорителей были разработаны специальные технологии, позволяющие достичь очень и очень глубокого вакуума. Но это для ускорителей. Для коллайдеров же, в которых пучки частиц разгоняются долгие часы, и изучаются запредельные по сложности и тонкости интерпретации процессы, возникающие при столкновении очень небольшого числа частиц, достижение вакуума высочайшей «чистоты» куда важнее. И это, заметьте, в кольцах огромной протяжённости (к примеру, Большой адронный коллайдер (БАК) тянется на 27 км).
Первый в мире протон-протонный коллайдер ISR заработал в 1971 году в CERN, положив начало научным исследованиям в области технологий по достижению ультравысокого вакуума. В конце восьмидесятых Большой электрон-позитронный коллайдер (LEP) установил новый рекорд чистоты вакуума благодаря 20-километровым лентам газопоглотителя, который притягивал и поглощал оставшиеся молекулы газа. В 1990 году, объединив для создания БАК методику нанесения тонкоплёночных покрытий с технологией газопоглотителя, учёные подготовили почву для использования своих наработок в производстве солнечных батарей.
Ультравысокий вакуум обеспечивает исключительную изоляцию тепловых ячеек панелей, что приводит к резкому уменьшению теплопотерь, а значит - существенному улучшению эффективности. Так, разработчики панелей говорят о том, что наблюдали, как внутри панелей температура достигала 80 ˚C, хотя снаружи они были покрыты снегом. Кроме того, эти панели способны адсорбировать энергию рассеянного света более эффективно, чем традиционные устройства. Эта способность в паре с беспрецедентной вакуумной изоляцией делает новые панели подходящими для применения в более холодном и менее солнечном климате.
Христофоро Бенвенути
Газопоглотительную вакуумную технологию для LEP в своё время предложил исследователь Христофоро Бенвенути; он же запатентовал технологию тонкоплёночного газопоглотительного покрытия для CERN. В свою очередь, CERN начала коммерческое лицензирование технологии. В 2005 году испанская автомобильная компания Grupo Segura объединила усилия с г-ном Бенвенути, создав компанию SRB Energy. Стартап, получив CERN-лицензию, вскоре построил производственные мощности близ Валенсии.
Подготовлено по материалам CERN.
| |