|
Сегодня, 14 марта, в Челябинском областном краеведческом музее открывается новая экспозиция - «Драгоценные узоры. Золото в памятниках декоративно-прикладного искусства и письменности XIV- XXвеков».
Это 137 ценнейших экспонатов, которые предоставил Государственный Исторический музей.
За час до открытия выставки состоится пресс-конференция, в которой примут участие сотрудники ГИМа - заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова, заведующая отделом рукописей Эмилия Шульгина и Александр Шкурко, который 20 лет был генеральным директором Государственного Исторического музея.
Старинные рукописи, декорированные золотом светильники и чаши, вышитые серебряной и золоченой нитью женские головные уборы, парадные шали. Предметы сделаны из разных материалов - драгоценных металлов, бронзы, цветного стекла, текстиля и даже из таких экзотических, как панцирь черепахи или акулья кожа. В украшении каждой вещи очень искусно использовано золото.
«В основном это предметы роскоши, - рассказала корреспонденту агентства "Урал-пресс-информ" хранитель ГИМовской коллекции древних рукописей Эмилия Шульгина. - Вот, к примеру, очень дорогое стекло - золотой рубин, кобальт, урановое стекло. Все эти вазы, всевозможные рюмки, графины, стаканы были сделаны на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Поначалу завод обслуживал исключительно императорский двор, но со временем мода на посуду по индивидуальному заказу с именными вензелями стала распространяться среди высших слоев Петербурга».
На выставке в краеведческом музее много рукописей, декорированных золотом. Они демонстрируют культуру производства книги, которая восходит к ранней Византии (примерно, VIII век). Огромные тексты писали вручную, при свете лучины. И все было подчинено правильному восприятию текста: картинки, красивые заставки и концовки, красная строка (киноварная или золоченая), крупная буква вначале строки. Эта структура дошла до наших дней.
«Парадная, очень нарядная грамота, - продолжает Эмилия Шульгина. - Она свидетельствует об избрании на престол нового патриарха. Огромный текст, написан по всем правилам - очень аккуратно, красиво, конечно, вручную. В 20-е годы часть патриаршего архива и коллекции подмосковных монастырей по распоряжению наркома просвещения Луначарского попали в Государственный Исторический музей. Их бережно хранили, реставрировали. В годы Второй мировой войны при эвакуации в город Энгельс драгоценный груз даже попадал под бомбежку. Но музейщики коллекции сберегли. И ни один предмет не был потерян».
| |