|
13 марта. FINMARKET.RU - Политические лидеры разных стран мира после кризиса осознали необходимость сбалансировать мировую торговлю, которая, по мнению многих экономистов, является источником вялотекущего глобального кризиса. Легко осознать, но сложно сделать.
Реалистичность планов по устранению дисбалансов можно проверить простой математикой и логикой, пишет Майк Шедлок, известный инвестор и автор популярного блога.
Шедлок приводит несколько примеров:
1. Германия ждет, что страны Европы вдруг начнут наращивать экспорт и увеличивать конкурентоспособность. При этом свой экспорт Германия всячески защищает, а остальные страны заставляет экономить. Добиться обоих целей одновременно невозможно.
2. Китай - теоретически - хочет избавиться от модели экономики, ориентированной на экспорт. Но это потребует от него болезненных реформ, за которыми последует спад. На это правительство не пойдет. Многие рассматривали дефицит торгового счета Китая в феврале как признак трансформации экономики. Но это, скорее, влияние внешних факторов - экспортоориентированная модель экономики вряд ли изменится в ближайшее время, она будет и дальше создавать проблемы как для самого Китая, так и для всего мира в целом.
3. Япония пошла еще дальше: правительство одновременно хочет увеличить расходы потребителей, налоги и защитить свой экспорт. Политической воли отказаться от одной из этих взаимоисключающих целей у правительства Японии нет. Например, оно оказывает давление на бизнес, пытаясь снизить зарплаты и, тем самым, повысить конкурентоспособность экономики. Но это приводит лишь к сокращению спроса и снижению темпов роста. В результате Японии все сложней справляться с обслуживанием своего долга.
4. США собираются сократить дефицит бюджета, реформировать пенсионную систему и решить структурные проблемы на рынке труда, например, связанные с деятельностью профсоюзов. На эти реформы ни у кого не хватает воли. Сохранить финансовую стабильность при таком дефиците, как показывают расчеты, уже невозможно.
Структурные проблемы приведут к снижению роста мировой экономики, а затем к падению цен на нефть - это нанесет удар по странам-экспортерам. Падение нефтяных цен ослабит структурные дисбалансы, но проблемы не решит. В итоге, все может закончиться глобальным валютным кризисом, уверен Шедлок.
| |