|
Сегодня в российский прокат выходит один из самых радикальных и необычных фильмов прошлого года - «Туринская лошадь» венгерского режиссера Белы Тарра. Об этой картине подробнее рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.
Даже имя, не говоря о фильмах Белы Тарра в России до сих пор знали единицы - особенно упертые синефилы, которым безразлично, показывают того или иного режиссера в кинотеатрах или нет: они найдут его в бездонных недрах Интернета и установят культ, которому могла бы позавидовать иная всемирная знаменитость. Впрочем, венгр Бела Тарр такая знаменитость и есть, хоть и в узких кругах.
Неудивительно, что его ленты показывают мало где: многие из них черно-белые, длятся по несколько часов - самая длинная, «Сатанинское танго», около восьми, - при этом они полны абсурдных деталей и предназначены, прямо скажем, отнюдь не любому зрителю.
Однако среди поклонников попадаются такие люди, как влиятельнейший культуролог второй половины ХХ века Сьюзан Зонтаг, или режиссер Гас Ван Сэнт, резко изменивший стилистику своих картин после запоздалого ознакомления с творчеством Тарра.
«Туринская лошадь» - последний фильм Тарра; не дожив до 60 лет, режиссер заявил о добровольном завершении карьеры, - и поэтому или нет, его впервые пригласили в конкурс одного из главных мировых фестивалей, Берлинале, где и наградили Гран-при - «Серебряным медведем».
Впервые о Тарре широкая российская публика узнала минувшим летом, на ММКФ, где показывали полную ретроспективу его картин, - а теперь наконец-то до немногочисленных экранов добралась и «Туринская лошадь».
Полюбопытствуйте, оно того стоит: ведь тренд 2011-го года, связанный с фильмами-катастрофами, задал именно Тарр. Вынесенная в заголовок лошадь - то самое животное, которое, согласно апокрифу, пожалел и обнял Фридрих Ницше, после чего окончательно сошел с ума.
Впрочем, великого философа на экране не будет. Только несчастная лошадка, ее сухорукий и мрачный хозяин-фермер, а также его неприветливая дочь - три героя фильма, виртуозно и сумрачно рассказанной истории о тихом Апокалипсисе на одной конкретной ферме. Сперва отказывается выходить из стойла лошадь, потом исчезают люди вокруг, затем высыхает колодец и, наконец, гаснет солнце и становится темно, - Конец Света в буквальном смысле слова. А они все живут, перестав понимать, зачем.
В шести днях разрушения и распада, параллельных шести дням творения, и тридцати тщательно выстроенных картинах оператор Фред Келемен и Тарр рассказали историю вечную и простую, как тот вареный картофель, которым питаются герои фильма. Зачем и как жить после такого зрелища, при всей его впечатляющей высокохудожественности, вопрос, конечно, открытый. Бела Тарр закрыл его для себя, покинув кинематограф навсегда.
| |