|
«Советский спорт» разбирает уже вошедший в историю поединок ЦСКА с «Реалом», фокусируя свое внимание на ключевых аспектах игры российского клуба, и задается вопросом: а могло ли быть иначе?
Удачно начав матч, ЦСКА не смог сохранить концентрацию на протяжении всех 90 минут, был наказан за допущенные ошибки и в итоге впервые с 1999 года потерпел крупное поражение в еврокубках. «Советский спорт» разбирает уже вошедший в историю поединок с «Реалом», фокусируя свое внимание на ключевых аспектах игры российского клуба, и задается вопросом: а могло ли быть иначе?
Михаил БОРЗЫКИН
ТАКТИКА СЛУЦКОГО: НЕ ОТБИВАТЬСЯ
Уже по стартовому составу стало ясно: ЦСКА намерен играть в футбол, а не выстраивать забор с колючей проволокой вокруг своей штрафной площади. В тактическую модель 4-2-3-1, примененную Слуцким, разумеется, были внесены коррективы: фланговые игроки Тошичи Муса должны были больше, чем обычно, отрабатывать в обороне (1), а Дзагоев - исполнять не только свои диспетчерские обязанности, но и опускаться на позицию опорного полузащитника (2). Таким образом, Слуцкий не стал выстраивать оборонительную модель, а нагрузил игроков дополнительным объемом работы. Все футболисты должны были действовать с максимальной самоотдачей и не выключаться из игры. Как итог - ЦСКА пробежал на 6 километров больше «Реала», а самым моторным игроком на поле с пробегом свыше 12 километров стал Дзагоев.
Слуцкому удалось соорудить пружинистую конструкцию, суть которой довольно проста. Когда ЦСКА оборонялся, Тошич и Муса не застревали в средней линии, а закрывали фланги защиты. Можно вспомнить несколько ярких эпизодов, когда эти игроки, особенно серб, выручали защитников. Когда же ЦСКА переходил в контратаку, Тошич и Муса, особенно нигериец, на реактивной скорости мчались вперед.
ИГРА В АТАКЕ: ЧЕРЕЗ ДЗАГОЕВА И ПРАВЫЙ ФЛАНГ
Среди игроков группы атаки Дзагоев сделал наибольшее количество передач - 46. Больше только у защитников. В этом матче он играл ключевую роль на поле, являясь связующим звеном между обороной и нападением. Он выступал в роли и третьего опорника, и плеймейкера. Задача Алана заключалась в том, чтобы при выходе из обороны максимально быстро доводить мяч до Думбия, используя его скоростные данные. Обратите внимание, ивуарийцу Дзагоев сделал 12 точных передач, тогда как фланговым игрокам Тошичу и Мусе - 2 и 1 соответственно.
Но это не говорит о том, что фланги у ЦСКА были неактивны. Как раз наоборот - через правый край прошло свыше 40% всех атак. Просто на Мусу больше играл Алексей Березуцкий, сделавший Ахмеду 12 передач. Происходило это по той причине, что нигериец чаще становился для защитника самым ближним игроком. Иными словами, Муса активно участвовал в оборонительных действиях, поэтому регулярно получал мяч от Березуцкого.
ПОЧЕМУ ЦСКА СДАЛ В СЕРЕДИНЕ ПЕРВОГО ТАЙМА?
В стартовые 20 минут матча игра через Дзагоева себя полностью оправдывала. Можно вспомнить момент, когда по воротам не попал Думбия - комбинацию-то придумал именно Алан. У ЦСКА шла игра впереди, получались острые розыгрыши. Однако затем армейцы утратили контроль над мячом, а комбинационная игра совершенно разладилась. Почему это случилось?
В большом аналитическом материале о «Реале», опубликованном в нашей газете (№25-B за 21 февраля), в числе прочего отмечалось: подопечным Моуриньо свойственно слабо проводить стартовые отрезки и нередко они пропускают первыми. Это первый момент.
Есть и другое объяснение. «Реал» - образованная и высококлассная команда, которая способна оперативно делать выводы и перестраиваться. Увидев, за счет чего ЦСКА проводит свои атаки, Моуриньо внес в игру необходимые коррективы. И после этого его команда стала плотнее играть как с Дзагоевым, так и с Мусой и Думбия. Последний и вовсе оказался чуть ли не под персональной опекой Пепеи, как и в первом матче, ничего на поле не показал.
ОШИБКИ В ОБОРОНЕ
С середины второго тайма у ЦСКА не получалось встречать соперника в середине поля. Армейцы отошли ближе к своей штрафной площади и уже там держали оборону. В связи с этим у «Реала» стали проходить проникающие передачи из центра во фланговые зоны и на края штрафной площади. Проиграв территорию, ЦСКА упустил нити игры. Средняя линия хозяев оказалась мощнее, организованнее и точнее. Скажем, точность передач «Реала» составила 80%. У ЦСКА же - всего 68%.
Впрочем, проигрыш территории - это только полбеды. Куда хуже то, что армейцы стали допускать грубые ошибки. Если сравнивать с московским матчем - больше в разы. Во многих эпизодах хозяева оказывались чуть расторопнее, чуть быстрее, чуть целеустремленнее. Взять хотя гол Бензема. Почему игроку сначала дали пробить, а потом еще и добить мяч в ворота? Или эпизод с первым голом Роналдо. Да, Чепчуговдопустил грубейшую ошибку - вратарский гол, спору нет. Но почему ему вообще дали пробить, прекрасно зная, что удары у португальца такие, какие законы физики объяснить не в состоянии? На повторе отлично видно, что Мамаевне успел заблокировать этот выстрел.
МОГЛО ЛИ БЫТЬ ИНАЧЕ?
Избитое выражение «в футболе возможно все» на самом отражает истину. В профессиональном футболе, футболе высших достижений действительно возможно все. Если бы все было предопределено, то терялась бы сама суть спорта. Ведь в том числе в этом его отличие от разного рода показательных выступлений и шоу.
ЦСКА мог достичь иного, благополучного для себя результата. Другое дело, что шансов на это у него было немного - потому что соперник сильнее во всех известных в футболе компонентах. Такие матчи выигрываются на морально-волевых, при стечении целого ряда обстоятельств и не без удачи. Не получилось.
Однако есть одна деталь, которую армейцам можно записать в заслуги. Слуцкий вывел свою команду на «Сантьяго Бернабеу» с мыслями об атаке. ЦСКА не стал закрываться, душить игру, он не повел себя как «Рубин» в матчах с «Барселоной»... ЦСКА принял бой с более сильным противником. И бой этот проиграл. Есть в этом доля благородства.
| |