|
КИШИНЕВ, 16 марта. Представители министерства просвещения Молдовы обсудили с общественностью первые итоги «экспериментального лингвистического проекта», в рамках которого в десяти лицеях республики с русским языком обучения ряд предметов стали преподавать на румынском языке. Как пишет «Коммерсант», на очереди - еще 20 лицеев.
В Бюро межэтнических отношений состоялся круглый стол, в ходе которого представители министерства просвещения, русских общин, директора кишиневских лицеев и специалисты по преподаванию языков обсудили ход реализации и первые итоги «экспериментального лингвистического проекта» министерства просвещения. В его рамках в прошлом году в десяти лицеях республики с русским языком обучения (в городах Тараклия, Бричаны, Бельцы, Единцы, Калараш, Комрат, Чадыр-Лунга, Рышканы, Унгены и Кишинев) ряд предметов стали преподавать на румынском языке. В минпросе сообщили, что лицеи самостоятельно выбирали предметы для преподавания на румынском языке, среди которых в основном оказались география, история, физкультура, музыкальное и гражданское воспитание. Дисциплины преподают учителя этих же лицеев, владеющие румынским языком, которые до сих пор обучали детей этим предметам на русском языке.
Доктор философии Борис Шаповалов считает, что данная методика направлена на целенаправленное сужение использования русского языка в Молдове. «Подобная ситуация наблюдается в прибалтийских республиках, где пропагандируется идея двуязычного преподавания, которую Совет Европы признал дискриминационной по отношению к нацменьшинствам», - отметил Шаповалов. Преподаватель одного из столичных лицеев Людмила Гаян поделилась личным опытом участия в аналогичном «лингвистическом эксперименте», проводившемся несколько лет назад. Она пришла к выводу, что качество знания предмета, который преподают на румынском языке, по итогам семестра ухудшается на 20-25% даже у тех русскоязычных детей, которые владеют и госязыком.
Эксперимент минпроса не поддерживает и директор столичного лицея «Пампедия» Елена Стоянова. Такая форма обучения, по ее мнению, приведет к формированию моноязычной культуры с ограниченным знанием другого языка и культуры.
Как сообщила вице-министр просвещения Татьяна Потынг, в новом учебном году минпрос планирует расширить «лингвистический проект» за счет еще 20-ти русских лицеев.
| |