|
В российский прокат вышла сказка Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов», очень современная сказка о барышне, белой как снег, румяной как кровь и чернявой как черное дерево
Белоснежка, типичная принцесса, с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз) скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к ней в светлицу птахами. Как правильно замечает эксцентричная мачеха Белоснежки и по совместительству главный деспот королевства (Джулия Робертс), «и все-таки что-то в тебе меня безмерно бесит». Недолго сказка сказывается, а Белоснежка под воздействием то ли возраста, то ли внутриличностного конфликта становится вожаком семи гномов, начинает воровать деньги у богатых и раздавать бедным, вытаскивает из экономического кризиса принадлежащее ей по праву королевство и периодически спасает возлюбленного принца. Неуемный индиец Тарсем Сингх в качестве ревизионера готической европейской сказки выглядит неожиданно. За свою карьеру Сингх успел срежиссировать несколько вызывающе красивых фэнтези-фильмов («Клетка», «Запределье»), 3D-аттракцион «Война Богов: Бессмертные» и знаменитый клип «Losing my Religion» для группы R.E.M., в процессе создания которого вдохновлялся картинами Караваджо. Несмотря на то, что Сингх всегда работал исключительно в Голливуде, он известен своей несколько болливудской неумеренной любовью к эпатажно-красочному видеоряду и многочисленным сюжетным отступлениям. Однако в своем последнем фильме индиец не только пытается соблюсти все стилевые нормы, но и уверенно балансирует между двумя пропастями дурновкусия: фарсом и приторным приличием. Осовременивать сказку - занятие прибыльное, но неблагодарное. Всегда найдутся недовольные, упрекающие режиссера либо в занудстве, либо в неуважительном отношении к первоисточнику. Сингх со своей новой «Белоснежкой», оставаясь на территории доброго и светлого жанра, просто выворачивает ее наизнанку. Осовременить сказку по Тарсему Сингху означает не просто поместить знакомый сюжет в современную атмосферу, постоянно подмигивая зрителю, а попробовать сделать актуальным этот сюжет. Теперь типичная принцесса не только спортсменка, комсомолка и просто красавица, а еще мятежница, перспективный политик и вообще феминистка. «Мы будем обсуждать платья или ваши налоги?» - издевательски интересуется она у мачехи. В новой сказке нет сильных мужских персонажей, только лебезящие советники и привратники, гномы, недалекий принц, да отец, отсутствующий по странным обстоятельствам весь фильм. Центральное противостояние харизматичной мачехи и воинствующей падчерицы вообще наводит на мысль о умозрительном мужском феминизме в духе Стига Ларссона. Чем больше принц старается быть героем, тем больше он становится похожим на Дон Кихота, и без своей принцессы вряд ли бы справился. В современной «Белоснежке» нет места символической смерти в хрустальном гробу, зато находится место размышлениям о политической пропаганде («Хлеб - это мясо, мало - это много. Простой народ любит метафоры»). Несмотря на полное перекраивание фабулы и характеров персонажей, упрекать Сингха в излишней вольности не получается. Если сказка не должна стареть ни душой ни телом, то вполне логично утверждать, что современная девушка не будет лежать в хрустальном гробу до скончания дней в ожидании поцелуя принца. Есть подозрительные гигантские красные яблоки, подаренные незнакомыми людьми, она тоже вряд ли будет. За все человечество сказать сложно, но, по крайней мере, Сингху идея о добре с кулаками явно импонирует больше, нежели образ пассивной идеальной красоты. Однако режиссер крайне аккуратен и целомудрен в вопросах формы. Когда Белоснежка ни много ни мало заявляет, что пришло время разрушать стереотипы, принц кротко отмечает «нельзя ломать жанры, они отработаны на фокус-группах». Тарсем Сингх ломать их и не собирался, Белоснежки Белоснежками, а вот долгую счастливую жизнь и смерть в один день еще никто не отменял.
Автор: Полина Рыжова
| |