|
Шедевры ювелирного искусства Рене Лалика - в Москве. В музеях Кремля открылась выставка работ легендарного мастера. В его украшениях нет ослепляющих каратников - минимализм во всем, ведь для создания произведения искусства не всегда нужны драгоценные камни. Одной из первых на выставке побывала корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
Подолян: Настоящая красота кроется в простоте материала и сложной технике - это о работах Рене Лалика. В его ювелирных украшениях нет места громоздким ослепляющим каратникам, коими сегодня так гордятся светские дамы. Легендарный ювелирных дел мастер считал, что для создания шедевра драгоценные камни не всегда нужны. В своих уникальных работах он использовал слоновую кость, опалы, агаты, хризопазы. И это в эпоху классического ювелирного искусства - когда мастера работали только с драгоценными камнями - бриллиантами и изумрудами. Таким образом, Лалик сломал все каноны, создав в ювелирном деле стиль модерн. И приблизится к его уровню было невозможно, рассказывает директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Гагарина: У него не было учеников, подражателей и последователей, и это понятно, потому что у него особенное отношение к произведениям искусства, его интересовали такие темы, которые не интересовали никого. Это мир смерти и пограничных состояний - между жизнью и смертью.
Подолян: Еще одна любимая тема Лалика - это образ женщины. Он искал его повсюду, цветы и растения ассоциировал с женскими лицами. Отсюда и названия его украшений - подвеска «Нимфа в глициниях», диадема «Анютины глазки», гребень «Турецкая гвоздика». И хоть сделаны его работы не всегда из драгоценных камней, стоили они по тем временам очень дорого, говорит куратор выставки Лариса Пешехонова.
Пешехонова: Они стоили как украшения с драгоценными камнями, один из критиков говорил, что Лалик доказал, что благодаря технике произведения может стоить так же дорого, как драгоценности.
Подолян: С Лаликом сотрудничали такие ювелирные гиганты как «Картье» и «Бушерон». Его произведения покупали не для того, чтобы носить или дарить спутницам, а сразу в коллекции. Работы Лалика сияли в ушах и спадали в декольте императрицы Александры Федоровны, маркизы Висконти и актрисы Сары Бернар.
К тому времени салон Лалика уже работал в самом центре Парижа. Но вскоре он к ювелирному делу остыл, тогда говорили, что из-за смерти жены - ведь каждое свое произведение он создавал для нее. Тогда же мастер решил всерьез заняться созданием предметов интерьера - статуэтки, люстры, вазы, все, чего касалась его рука, становилось произведением искусства, за которым до сих пор охотятся коллекционеры.
Сегодня его работы хранятся в ведущих музеях мира и частных коллекциях. Правда, в российских музейных собраниях его произведений совсем немного. Поэтому московская выставка, которая проходит в рамках года России во Франции и Франции в России, - это уникальная возможность увидеть его произведения, рассказывает Лариса Пешехонова.
Пешехонова: Это величайшее событие - выставка Лалика в Москве. В России немного вещей Лалика в музейных и частных собраниях. Но на этой экспозиции вы можете увидеть вещи из Эрмитажа, в том числе трость Александры Федоровны.
Подолян: На выставке можно увидеть и знаменитые флаконы духов, созданные Лаликом. В начале 19 века знаменитый парфюмер Франсуа Коти обратился к мастеру с просьбой создать такой флакон, чтобы он подчеркивал индивидуальность аромата. И Лалику это удалось. Духи «Эффлер» тогда совершили настоящий переворот на рынке парфюмерии.
Еще в начале своей карьеры Рене Лалик говорил, что хочет создать нечто, чего раньше не существовало, и ему это удалось. На выставке, где представлены почти 200 предметов, каждый - шедевр, у которого нет аналогов.
| |