Музей истории Великой отечественной войны готовит выставку женских платьев и аксессуаров послевоенной эпохи.
Минск, 17 марта. Жительницам Минска предложили порыться в бабушкиных сундуках, заглянуть на чердаки и достать дамские платья, шляпки и украшения прошлого века.
Эти вещи станут экспонатами выставки «Послевоенная весна». Женскими нарядами заинтересовались там, где обычно показывают мундиры и шинели - в музее Истории Великой отечественной войны. С теми, кто поделился семейными реликвиями, встретилась корреспондент МТРК «Мир» Дарья Хорькова.
Свою Лиду офицер Константин Пронин всю жизнь носил на руках. Еще бы: супруга всегда выглядела, как кинозвезда. Дочь Ирина бережно хранит не только мамины фотоснимки, но и многочисленные наряды.
Роскошные платья, спрятанные в шкафах и сундуках, Лидия Ивановна шила сама. И дочери велела все это великолепие сохранить - для истории. Когда Ирина Константиновна узнала, что в музее объявили о новой выставке, она сразу решила участвовать.
«Пускай люди видят, пускай наслаждаются. Это красиво. Кто-то захочет, может быть, на основе этого что-то пошить. У наших кутюрье белорусских возникнет какая-то новая мысль», - рассказывает она.
Сегодня эти фасоны не выглядят устаревшими. Сложно поверить, но вот это зеленое - как бы сейчас сказали коктейльное - платье сшито в победном 1945 году. А это вечернее черное - из 1950-х. Правда, отличить эти наряды от современных можно по качеству ткани. В те годы использовали только натуральные материалы.
Легкий крепдешин и нежный панбархат - с ними советские модницы попрощались в 1960-х: именно тогда в СССР впервые появились синтетические ткани, например, кримплен. Длина юбок в те годы поднялась чуть выше колена.
В 1960-е Рина Захаренкова работала вместе с мужем на полярной станции. Поэтому открытые наряды она могла носить лишь в отпуске. Это платье, вспоминает Рина Алексеевна, было ее любимым.
«Это была импортная ткань, которую я покупала в комиссионке. В те годы такой ткани в магазинах не было. Я даже не знала, чья она. Я шила его на заказ. И платье получилось очень красивое», - вспоминает Рина Захаренкова.
Однако не все экспонаты будущей выставки вызовут восхищение у современных модниц. Оказалось, послевоенная красота порой требовала немалых жертв.
«Плойка сороковых годов - на нее смотришь, как на орудие пыток. Она выглядит настолько устрашающе. Ее раскаливали на углях, чтобы завивать волосы в плотные кудри», - пояснила сотрудник отдела развития музея Анастасия Наркевич.
И еще один пример: популярные в пятидесятых шляпки в народе прозвали «менингитками». Открытый головной убор сулил своей хозяйке не только звание модницы, но и серьезные проблемы со здоровьем.
Предметами из своей коллекции с музеем готова поделиться и Елена Матеш. «Чувствуешь, что ты не зря собирал их, не зря реставрировал, как-то восстанавливал. То есть, это не просто хлам. Это история, жизнь, судьбы. Кто покупал эти вещи к какому-то значимому жизненному событию», - поделилась участница выставки.
Минчане уже принесли в музей 600 экспонатов. Старинные пудреницы, флакончики ценных духов, чулки, на которых хозяйка сама рисовала шов. Теперь задача музейщиков - объединить сокровища послевоенных лет в одной экспозиции.
Выставка откроется в конце марта. А потом все семейные реликвии обязательно вернут владельцам.
Новости глазами женщины