|
Министерство здравоохранения совместно с заинтересованными подготовит изменения в законодательство
Как сообщила пресс-служба Генпрокуратуры, проведенный Генеральной прокуратурой и Министерством здравоохранения комплексный анализ исполнения законодательства о профилактике правонарушений показал, что доступность приобретения спиртных напитков, их реклама в средствах массовой информации и ненадлежащая профилактическая работа повлекли значительное увеличение потребления алкоголя и, как следствие, негативные социально-демографические тенденции.
О недостаточности принимаемых мер свидетельствует невыполнение рядом государственных органов, в том числе органами исполнительной власти на местах, основной цели Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы - снижение потребления алкоголя населением и уменьшение отрицательных последствий его потребления для общества.
В прошлом году наблюдалась тенденция увеличения реализации спиртных напитков - по сравнению с 2010 годом рост продажи водки составил 118%. Не уменьшается количество лиц, состоящих в медицинских учреждениях на наркологическом учете, в том числе с синдромом зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм), - около 180 тысяч человек.
Практически 2% населения (в основном лица трудоспособного возраста) страдают алкоголизмом и ведут асоциальный образ жизни, что не может способствовать нормализации социально-демографической обстановки в стране.
Проблема алкоголизации населения негативно влияет и на экономическую ситуацию. Согласно исследованиям, рост потребления алкогольных напитков ведет к увеличению смертности населения. Так, при увеличении продажи алкоголя на 1 литр уровень смертности возрастает на 2,6%. Ежегодно только по причине случайного отравления алкоголем умирает около 2,5 тысячи человек.
В 2011 году доля преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, по сравнению с 2010 годом увеличилась до 33,5% (в 2010 году - 32,4%). Около 8 тысяч потерпевших от преступных посягательств находились в состоянии алкогольного опьянения.
Негативная обстановка складывается с гибелью людей на пожарах. Более четверти всех пожаров произошло именно по вине лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения (1 959 пожаров), в огне погибло 845 находившихся в состоянии опьянения граждан.
По вине нетрезвых водителей произошло 867 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 211 человек, ранено - 1 017.
На производстве погибло 43 работника, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, травмировано - 67. Почти 63% утонувших (458 человек) также находилось в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, злоупотребление спиртными напитками стало причиной гибели в прошлом году более 1 500 человек.
При этом в Государственную программу национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы не включены мероприятия по сокращению объемов производства плодовых вин, лишь на 2015 год запланировано внесение при необходимости изменений, предусматривающих запрещение продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Вместе с тем актуальность таких изменений была предусмотрена Государственной программой национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы и неоднократно обосновывалась Генеральной прокуратурой.
Учитывая остроту и социальную значимость проблемы алкоголизации населения, в том числе молодежи, Генеральной прокуратурой в 2010-2011 годах в Министерство торговли, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком вносились инициативы и предложения об ограничении реализации алкогольных напитков, их рекламы и потребления.
Исходя из принципов, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, в целях предотвращения дальнейших негативных социально-демографических процессов, влияющих на состояние национальной безопасности страны, Генеральным прокурором Республики Беларусь Премьер-министру Республики Беларусь направлено информационное письмо, в котором предложено рассмотреть вопрос о корректировке положений Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы, разработав механизм эффективных мер по снижению уровня потребления алкоголя, поэтапному сокращению объема производства низкосортных плодовых вин (крепленых ординарных, плодовых крепленых марочных, в том числе улучшенного качества и специальной технологии) с прекращением их выпуска и продажи к 2016 году.
Поручить Министерству торговли совместно с заинтересованными разработать в установленном порядке проект закона, предусматривающий регламентацию торговли спиртными напитками в ночное время, их реализации только через специализированные отделы.
Поручить Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными подготовить изменения в законодательство, направленные на запрещение реализации алкогольных напитков лицам моложе 21 года.
Активизировать деятельность местных исполнительных и распорядительных органов в части организации проведения локальных экспериментов по ограничению доступности алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива по времени, при организации выездной торговли, возле крупных промышленных предприятий с учетом режима их работы.
В целях ограничения доступности алкоголя и его чрезмерного потребления Министерству финансов, Министерству экономики и Министерству по налогам и сборам принять меры по реализации пп. 44, 45 мероприятий Государственной программы в части повышения величины акцизов и цен на алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво в зависимости от вида данной продукции (объемной доли этилового спирта) и иных внешних факторов.
Рассмотрение указанной информации взято на контроль Генеральной прокуратурой.
| |