|
В театре на Таганке сегодня премьера. Знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси поставил спектакль по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает». Главную роль предложили художественному руководителю театра Валерию Золотухину.
Этого разрешения от Кшиштофа Занусси Валерий Золотухин ждал почти полгода - умирать не два, а один раз в день на сцене родного театра на Таганке и... по-королевски. До премьеры спектакля «Король умирает» знаменитый польский режиссер был непреклонен - составлял плотный график репетиций, причем сразу в двух столицах - российской и польской. Все, чтобы показать новую версию своей мюнхенской постановки 30-летней давности по пьесе родоначальника театра абсурда, французского драматурга Эжена Ионеско.
«Тридцать лет назад в Германии было другое общество, другой контекст, общество потребления, консьюмеризм. Он тогда в Германии был таким живым, а сегодня те деньги, которые появились, они тоже так влияют на людей, которые не хотят задуматься о том, что все проходит, а все другое пропадает», - считает режиссер Кшиштоф Занусси.
Король богат, может казнить или помиловать любого, но все равно бессилен. Перед смертью, о близости к которой ему сообщает все - бывшая и нынешняя жена, врач, служанка или страж. Они считают его последние минуты, с трудом веря в близкий конец или, наоборот, с нетерпением его ожидая. Они - и есть жизнь, которой сам главный дорожил намного меньше, чем королевским престолом.
«Мы же не задумываемся, что каждый день может быть последним, что каждый спектакль может быть последним. Ведь ты никогда не замечаешь о том, что ты дышишь и о том, что дышать - это чудо», - говорит художественный руководитель театра на Таганке, народный артист РСФСР Валерий Золотухин.
«Смерть - это главный двигатель жизни», - утверждает Кшиштоф Занусси. Так было и во времена пышных кринолинов, и сегодня. Чтобы сделать оригинальную пьесу более современной, тридцать лет назад Занусси хватило двух телефонных разговоров с самим ее автором. Ионеско почти не раздумывая согласился снять с короля корону, а стены с лепниной заметить на растрескавшиеся каменные.
В постановке на сцене Таганки король вместо трона сидит на офисном стуле, ведет переговоры по мобильному телефону, а вместо мантии носит строгий костюм. К слову, о костюмах в спектакле Кшиштов Занусси советовался с самими артистами - решали вместе, какие туфли подобрать к платью или какого цвета должен быть галстук. Это тоже часть его режиссерского метода - работать с актером, как с другом, давать ему почти полную свободу, говорит Валерий Золотухин. На Таганке такого не было давно.
Валерий Золотухин: «Ни один диктатор не вытянет, как Кшиштов вытянет своей интеллигентностью и тонкостью. Потом он человек кинематографический, а у них особый взгляд на артиста».
О его особом взгляде не только на артиста, но и на подход к темам во всем мире известно ни один десяток лет. Занусси, автора более 30 фильмов, называют автором так называемого кино морального беспокойства - о смирении, человеческих страданиях, принятии собственной судьбы. Волновать российского зрителя режиссеру тоже не впервой - первый спектакль в Москве на сцене театра им. Чехова он поставил еще в 91-м. А вот в ближайших планах пана Занусси частые поездки в Петербург, где он ставит спектакль по собственной пьесе в театре Товстоногова, чтобы и там заставить зрителя самому искать ответы на самые сложные философские вопросы.
| |