|
В этот день в 1697 году - 315 лет назад - началось Великое посольство царя Петра Первого в Западную Европу. Событие из ряда вон выходящее. В те времена первые лица государств заграницу не выезжали, если это был не военный поход на вражескую территорию. Подробности - в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».
При всей своей своенравности и необузданности Петр Первый не мог не считаться с этими правилами и традициями. Поэтому путешествовать отправился инкогнито под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Впрочем, никто не делал тайны из того, что на самом деле этот Михайлов никакой не урядник. Со временем под величием этого посольства стали понимать его результаты, его влияние на ход русской истории.
И, вот, интересно, а в чем они на самом деле заключаются. Принято считать, что Петром двигало желание своими глазами увидеть заморскую жизнь, известную ему до этого только по рассказам его иностранных друзей из немецкой слободы, понять нравы, быт и устои иностранных государств. Нет. На первом месте была конкретная внешнеполитическая задача - заручиться поддержкой в борьбе против Османской империи и Крымского ханства, добиться признания российских интересов в Черном море, поднять престиж страны рассказами о победах в Азовских походах и найти союзников в предстоящей Северной войне против Швеции. И всего этого, по большому счету, достичь не удалось. Ключевой партнер - английский король Вильгельм Третий, хотя и подписал с Петром военное соглашение, но британский парламент его не ратифицировал. На что Петр с неудовольствием ответил «у меня такого беспорядка в правлении нет».
Итак, продвинутое политическое устройство европейских стран сочувствия у Петра не вызывало. Что же ему там было интересно. Вербовка на русскую службу иностранных специалистов, профессиональных офицеров, а также закупки передовой военной техники и вооружений. А все это требовало личного присутствия, потому что положиться в кадровых и технических вопросах Петру Первому особенно было не на кого.
Точнее всего, смысл этого заграничного вояжа, длившегося полтора года, определил великий историк Ключевский. «По-видимому у Петра не было ни охоты, ни досуга всматриваться в политический и общественный порядок Западной Европы, в отношения и понятия людей западного мира. Попав туда, он всего лишь забежал в мастерскую ее цивилизации. И увидел только то, что хотел видеть - шумную дымную мастерскую с ее машинами, молотками, фабриками, пушками, кораблями, которые можно было взять и перенести на русскую почву, саму ее нисколько не меняя».
| |