|
«Если бы кто-либо заявил о том, что он нашёл изображение Ионы в еврейском захоронении этого периода, я бы сказал, что это невозможно», - комментирует открытие историк Джеймс Тэйбор (James Tabor) из университета Северной Каролины, под чьим руководством проходило исследование.
Благодаря исследованию пещерных захоронений, расположенных недалеко от Иерусалима, удалось обнаружить артефакты ранней христианской эпохи. Предположительно сделанные в первом веке нашей эры, надписи на древнегреческом языке упоминают Иегову, а рисунок может быть связан с ветхозаветным пророком Ионой.
Захоронение удалось найти благодаря исследованию территории, прилегающей к так называемой «Гробнице семьи Иисуса». Напомним историю изучения этого места.
«Гробница» была обнаружена в 1980 году и с тех пор является предметом многочисленных споров. Специалисты, работавшие с «Гробницей семьи Иисуса» установили, что имена погрёбенных людей, совпадают с именами, встречающимися в Новом завете. А одна из надписей - «Иешуа бар Иосеф» (Yeshua bar Yosef) - переводится как «Иисус сын Иосифа».
Открытие породило массу новых гипотез о жизни Иисуса. Одна из них описана в книге «Гробница семьи Иисуса: обнаружение, исследование и доказательство, которое может изменить историю» (The Jesus Family Tomb: The Discovery, the Investigation, and the Evidence That Could Change History) канадского журналиста Симхэ Джэкобовича (Simcha Jacobovici). Согласно гипотезе Джэкобовича, Иисус состоял в браке с Марией Магдаленой и был похоронен вместе со своей «семьёй» в пещере.
Отметим, что такое предположение оспаривается многими историками и археологами, которые находят его безосновательным.
Вскоре после обнаружения «захоронения Христа» изучение пещер было приостановлено - многие ортодоксальные иудеи заявили о своём протесте против вскрытия могил и ведения раскопок.
Но вернёмся к нынешней находке. В 2010 году Тэйбор и Джэкобович получили разрешение на право исследовать прилегающую к «Гробнице» территорию при помощи автоматизированного оборудования, включающего устройства для сверления камня.
Новая пещера была обнаружена примерно в 60 метрах от «Гробницы». Виртуально проникнуть внутрь учёным удалось благодаря дистанционно управляемой камере, подключенной к специальному манипулятору.
Внутри новой пещеры на каменной крышке одной из костниц или оссуариев (ящика, в котором хранятся кости покойных) была изображена рыба, удерживающая человека в своей пасти. Исследователи связывают этот рисунок с историей жизни пророка Ионы, который разгневал Бога своим ослушанием и был проглочен огромной рыбой. После того как он провёл три дня и три ночи «во чреве китовом», Иона был выброшен на берег, что, по мнению Тэйбора, является символом воскрешения.
Изображение Ионы, как символа воскрешения, не редкость среди ранних христианских рисунков. Например, его неоднократно обнаруживали в римских катакомбах. Однако, несмотря на то, что Иона упоминается в Ветхом завете, он не встречается в древнееврейских изображениях, из-за существующего в иудаизме запрета рисовать людей или животных.
На крышке другого оссуария археологи нашли ещё одну надпись. Тэйбор утверждает, что сделать её полный перевод нельзя. Первые три строки текста понятны, но последняя, состоящая из трёх греческих букв, менее ясна и может быть интерпретирована по-разному. Варианты следующие: «Божественный Иегова, поднимайся, поднимайся» или «Божественный Иегова возносится в святое место» или также «Божественный Иегова поднимает».
Из двух тысяч оссуариев, обнаруженных ранее израильскими археологами, только 650 имеют надписи. Причём большинство таких надписей содержат лишь предостережение о том, чтобы никто не беспокоил данное захоронение.
Исследователи полагают, что обнаруженная ими пещера и «Гробница» относятся к единому комплексу, который некогда принадлежал Иосифу Аримафейскому, последователю учения Христа, который, согласно Евангелию, похоронил его в своей пещере спустя десятилетия после его смерти и до написания Евангелия.
Если будет доказано, что надписи действительно имеют отношение к христианству, это будут самые древние археологические надписи и изображение, оставленные первыми христианами.
Такие захоронения типичны для периода между 20 г. до н.э. - 70 г. н.э. Во время первой Иудейской войны, в 70 году н.э., римляне разрушили Иерусалим, после чего подобные могилы больше не строили.
Во всех подробностях исследование описано в отчёте Тэйбора в этом PDF-документе.
| |