Евросоюз заявляет, что спешный расстрел осужденных за теракт в минском метро будет расценен как серьезный вызов.
Теракт, напомним, произошел 11 апреля прошлого года. В результате взрыва на станции «Октябрьская» погибли 15 человек, пострадали более 200. На раскрытие преступления властям понадобилось всего несколько дней. Это и еще то, что казнь осужденных Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева была совершена в очевидной спешке, через три с половиной месяца после приговора, и сразу после отказа президента в помиловании, вызвало очень резкую реакцию мирового сообщества. Теперь возможно введение против Белоруссии санкций, которые сильно ударят по экономике страны.
Подробнее о реакции Европы «Вести ФМ» узнали у европейского корреспондента Елены Балаевой.
Балаева: Сегодня европейские газеты вышли с заголовками: «Последний диктатор Европы попрал все права человека!» Это прозвище, которым Лукашенко наделила бывший Госсекретарь США Кондолиза Райс, сейчас у всех на слуху. И Лукашенко опять сравнивают со Сталиным.
Депутат немецкого бундестага Мари-Луиза Бек заявила, что «сталинизм возвращается в Европу».
Казнь осужденных за теракты Коновалова и Ковалева была резко отрицательно воспринята всеми европейскими странами. Общую позицию выразил секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд, который заявил, что, «попирая основополагающие права человека и демократические стандарты, правительство Белоруссии усиливает изоляцию своей страны, своего народа от остального мира». Ягланд отметил, что Белоруссия - единственная страна на карте Европы, где сохраняется смертная казнь.
Британская газета «Индепендент» при этом приводит версию, что Лукашенко выгодна вся эта истерия вокруг дела о взрывах, чтобы отвлечь внимание белорусов от самого тяжелого экономического кризиса, который переживает страна со времен распада Советского Союза.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам, британка Кэтрин Эштон также резко осудила расстрел Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова. И, по словам Эштон, она, конечно, очень глубоко соболезнует семьям 15 погибших при терактах, и тем, кто получил увечья при взрывах в метро, в организации которых осудили Ковалева и Коновалова, но Эштон резко отметила, что были и есть точные свидетельства того, что казненным не предоставили право на честный судебный процесс и право на защиту.
Теперь самый главный вопрос: какие санкции последуют? То, что они последуют от стран Евросоюза, это точно.
Также баронесса Эштон считает, что, во-первых, надо расширить список невыездных белорусских чиновников. Он уже и так большой, в него входят люди, которых европейцы подозревают в преследовании белорусской оппозиции. Но теперь он будет сильно расширен. Фактически речь идет о том, что Лукашенко делает невыездными все большее количество белоруссов.
Глава МИД Нидерландов Уре Розенталь требует, чтобы Евросоюз принял максимально жесткие экономические санкции против Белоруссии.
Надо сказать, что на этой неделе, в четверг и в пятницу, должен пройти саммит министров иностранных дел Евросоюза, и вот как раз на нем, очевидно, и договорятся о новых санкциях.
Совет министров Европы рассмотрит полный список белорусских предприятий и бизнесменов, к которым будут применены эти санкции.