|
За полувековую карьеру на посту директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, отмечающая сегодня 90-летний юбилей, организовала сотни выставок.
Некоторые из них вошли в историю музейного дела, став своеобразными точками отсчета и ориентиром для коллег и зрителей, готовых отстаивать многочасовые очереди в музей, чтобы в очередной раз увидеть нечто особенное.
1966 год Ретроспективная выставка Александра Тышлера
Официальное отношение к художнику, не вставшему под знамена соцреализма, было в ту пору негативным. С 1930-х годов он работал в театре, выставок у него было крайне мало, а если они и случались, то проходили в небольших зальчиках на задворках. Антонова решила не обращать внимания на такие условности и организовала первую большую ретроспективу Тышлера в СССР.
1974 год «Джоконда» из Лувра
По случаю привоза шедевра да Винчи в Москве произошло буйное помешательство - народ дежурил на подступах к ГМИИ, чтобы ровно на 15 секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов в истории человечества.
Чтобы привезти Мону Лизу в СССР, потребовалось изготовить специальный пуленепробимаемый ящик и найти гигантскую многомиллионную страховую сумму. Это удалось сделать благодаря настойчивости Антоновой и лояльности музею тогдашнего министра Екатерины Фурцевой, для которой привоз Джоконды стал финальным аккордом карьеры - осенью ее не стало.
1981 год «Париж-Москва»
Эта выставка стала глотком свободы на территории советского пространства и оказалась значимой не только для зрителей, которые могли спокойно рассматривать в музейных залах работы авангардистов, но и для профессионалов, поскольку на ней демонстрировались произведения, привезенные из-за рубежа и извлеченные из запасников. Тогда, как признавалась позже Антонова, люди шли не столько на французское, сколько на русское искусство, которое они никогда не видели - Малевича, Кандинского, Шагала.
2007 год «Шанель. По законам искусства»
Выставки о моде чрезвычайно популярны во всем мире - чего стоит только пример музея «Метрополитен», который делает их с завидной регулярностью, устраивая по случаю открытия пышные балы с участием звезд Голливуда и спонсоров. Из российских музеев ГМИИ стал первым, кто пошел на соединении современного дизайна с классическим искусством. Эксперимент был признан удачным, и за ним последовала выставка, посвященная еще одному гениальному модельеру - Кристиану Диору.
2010 год «Пикассо»
Работы Пабло Пикассо показывали в музее и до того, в 1956 году состоялась беспрецедентная по масштабу выставка его работ, потом отдельные произведения вошли в состав экспозиции «Париж-Москва», а в 2010 году из Национального музея Пикассо в Париже привезли практически все, что смогли, дополнили шедеврами художника голубого и розового периода из собрания ГМИИ и в результате получился проект, где творчество Пикассо было показано «от а до я». Экспозиция стала первым блокбастером в новейшей истории музея - за три месяца работы ее увидели 236 тысяч зрителей. И именно после нее ходить на выставки в ГМИИ стало правилом хорошего тона.
| |