В столице на 78-м году жизни скончался известный писатель Станислав Рассадин.
Он родился 4 марта 1935 года в Москве, окончил филфак МГУ и принадлежал к плеяде «шестидесятников». Считается, что термин «шестидесятники» ввел именно он. Рассадин работал в издательстве «Молодая гвардия», «Литературной газете», журнале «Юность». Подробнее о творчестве писателя в эфире «Вестей ФМ» рассказал обозреватель отдела культуры Григорий Заславский.
Заславский: Ему было 77 лет, и только-только он отметил свой очередной день рождения, но по привычке, идущей из круга друзей, его многие называли «Стасиком». Рассадин был из тех, благодаря кому стоит повторять строчку из написанной его ровесником, кстати, героем многих его статей, Евгения Евтушенко про «поэта, который в России больше чем поэт». А критик и литературовед Рассадин, как полагается в России, всякому, кто связал свою жизнь с русской литературой, был «властителем дум».
Он родился в 35-м, и, собственно, из этого года, из 32, 33, 34 и вышли, собственно, «шестидесятники». И одна из первых его статей так и называлась - «Шестидесятники», и считается, что именно Рассадин ввел этот термин в литературный и общественный обиход.
Я помню, как в годы перестройки, чуть позже, ровесник Рассадина, известный драматург Виктор Славкин начал собирать досье. В него уложились ругательные статьи против «шестидесятников»: и то они не так сделали, и не тех поддержали, и плохо сказали. А масштаб их интересов, на самом деле, виден по книгам Рассадина. Он был и просветителем, конечно, и публицистом, но также и серьезным исследователем русской литературы, поскольку у него вышла книжка о Фонвизине, о драматургии Пушина, но также об Александре Галиче, об Осипе Мандельштаме. Почти 20 лет, по-моему, даже больше, Рассадин вместе с Бенедиктом Сарновым вел легендарную, правда, легендарную, безо всякого преувеличения, детскую передачу «В стране литературных героев», которая, наверное, многих детей моего поколения, да и других поколений, буквально за ручку вводила в мир великой русской литературы! Не социалистического ширпотреба, а книг хороших, настоящих, стоящих.
Он часто задумывался над какими-то, на первый взгляд, совершенно ненужными вопросами: вот есть ли что-то общее у Михаила Булгакова и Сергея Михалкова, Фадеева и Зощенко? Это просто так было придумано, чтобы обозначить несоединимое, или можно говорить о них, как об особом каком-то явлении? Как русское дворянство «переплавилось» в русскую интеллигенцию, а интеллигенция старая и стала новым русским дворянством? Рассадин написал об этом в своей книге «Русские». И лет 15 назад у него вышла замечательная книжка, которая называлась «Время стихов и время поэтов». Тогда он написал, что «время стихов приходит и уходит, а время поэтов - непреходящее». Вот сегодня время, как мне кажется, снова поэтическое, и поэзия возвращается, и тут же выяснилось, что поэты в России были и не перевелись. Об этом стоит думать, об этой широте «шестидесятнических» взглядов и мыслей, провожая сегодня Станислава Борисовича Рассадина.