|
Реформа занятости оставит без перспектив трудоустройства население старше 35 лет
Сегодня вице-премьер-министр - министр социальной политики Сергей Тигипко в рамках заседания Кабмина намерен представить правительственный законопроект, касающийся рынка занятости. Конкретные механизмы, которые предполагается прописать в документе, пока не известны. Но ранее сам Тигипко заявлял, что документ будет направлен на стимулирование работодателей, которые трудоустраивают молодежь без опыта работы, людей предпенсионного возраста и инвалидов.
«Механизмы стимулирования работодателей, которые работают с молодыми специалистами - существуют и сегодня. Возможно, Кабинет министров планирует каким-то образом их расширить. Но надеяться на то, что эти инициативы смогут расширить легальный сектор рынка труда и будут стимулировать предпринимателей создавать рабочие места для молодежи - я считаю, что подобные ожидания слишком преувеличены. Ведь проблема не в том, что в стране нет рабочих мест - они есть. Только они находятся в тени. В Украине, по официальным данным, насчитывается порядка 16 млн. занятых граждан, но, тем не менее, социальные взносы оплачивают около 14 млн. При этом часть из этих 14 млн. оплачивают взносы в размере, не соответствующем реальной заработной плате», - отметил «Комментариям» бывший первый замминистра труда и социальной политики Павел Розенко.
С ним согласен и старший партнер группы компаний GP Group (HR-аутсорсинговое агентство) Алексей Зволинский. «В Советском союзе всегда были такие механизмы - механизмы давления как на работодателя, так и на самих выпускников. Работодателя обязывали принимать молодых специалистов и, одновременно, сложно было проработать после выпуска не там, куда тебя направили», - подчеркнул он в разговоре с «Комментариями».
Однако, прогнозируют эксперты, правительство и сегодня попробует возродить «советское наследие», которое базируется на фискальной политике. «Могу предположить следующее: возможно, речь будет идти о том, что работодатель, который устраивает молодого человека на первое рабочее место, будет частично либо полностью освобожден от нагрузки на фонд оплаты труда для этого молодого сотрудника. Но только с условием того, что этот человек год работает по данной программе, а на второй год, предположим, гарантировано не теряет свое рабочее место», - прогнозирует направление трудовой соцреформы Розенко.
При этом, бывший чиновник уверен, что никакая госпрограмма не исправит сложившуюся на рынке труда ситуацию в случае сохранения актуальных на сегодня правил игры: когда бизнес просто не доверяет власти. Ведь сегодня в Украине показатели занятости - одни из лучших в Европе. Только люди легально получают мизерные зарплаты и работать в тени выгодно как работодателю, так и работнику. То есть, пока не будет изменен подход власти к бизнесу - никакая правительственная программа не решит проблему занятости.
Зволинский же видит корень проблемы в отсутствии в стране профессионального прогнозирования изменений на рынке труда, что, впрочем, пока не сильно востребовано даже в бизнес-среде. «Если говорить о механизмах, то это может быть облегчение для выпускников фискальной нагрузки, налогового бремени. Это также могут быть дополнительные средства для создания для них новых рабочих мест, либо же компенсация стоимости проезда к месту работы. Но я точно знаю одно: без понимания текущей тенденции по приросту рабочих мест в разрезе отраслей и специальностей ничего подобного не получится. Стройной системы прогнозирования потребностей рынка труда у нас на сегодня нет. К сожалению, пока имеет место механизм тот, который работал в советские времена, когда была плановая экономика. А сегодня экономика рыночная. При этом на многих предприятиях просто затрудняются ответить на вопрос, какое количество рабочих мест и по каким специальностям они создадут в ближайшее время. И таких предприятий большинство. Одновременно, изменение регуляторных и прогнозных механизмов в рамках государства занимает годы», - отметил он.
Сегодня, утверждает Зволинский, бизнес самостоятельно занимается обучением либо повышением квалификации необходимых специалистов, выполняя по сути функции государства. «Предприятия понимают, что им не хватает специалистов должной квалификации, тратят огромные деньги на обучение, на переобучение, создают корпоративные институты, пытаются самостоятельно сотрудничать с ВУЗами. Но, по большому счету, все это - подмена государственного регулирования. В итоге, у нас существует экономика занятости, которая выступает заказчиком на рынке труда, но и которая не доверяет государству в плане подготовки специалистов. Госстат и Минсоцполитики собирают на предприятиях данные об их текущих потребностях, но только в этих документах не существует таких слов, как "прогноз". И настоящую потребность, к сожалению, пока можно понять исключительно из разговоров с HR-менеджерами».
В тоже время отечественные социологи настроены пессимистично в отношении «трудовой» реформы Минсоцполитики. «Это предвыборные игры - такое у меня впечатление. Ведь модернизации предприятий не было, диверсификации экономики не было. Бюджет наполняется с огромным трудом. Главное, чтобы они не включили "станок". Потому что если они это сделают - будет беда», - рассказала «Комментариям», Ирина Прибыткова, ведущий научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины.
А при том, что количество рабочих мест в стране не увеличивается, предоставление неких преференций выпускникам ВУЗов неизбежно скажется на другой возрастной категории работающего населения. Кстати, по оценкам социологов, сегодня в Украине наиболее остро проблема безработицы ощущается не в среде выпускников, а среди людей «35 плюс». Именно они лишены в нашей стране перспектив получения работы, именно их считают «списанным материалом» работодатели.
Но главное, что еще никогда «трудовые» реформы не заканчивались успехом в стране, в которой бизнес не может прогнозировать собственное развитие. И даже не на период до очередных выборов.
| |