|
Госкомпании должны активнее финансировать научные исследования и окупать вложения за счет скорейшего внедрения технологий в производство. Такую схему работы предложил предприятиям Дмитрий Медведев
Во Владимирской области президент собрал комиссию по модернизации экономики. А перед этим посетил крупнейший биотехнологический центр, производящий лекарства.
Амбициозный проект «Генериум» стартовал два с половиной года назад. И теперь под Владимиром действует уникальное производство: на участке в 70 гектаров выращивают человеческие клетки. В России реакторный зал аналогов не имеет.
«Вы вступили в Сколково?» - интересуется президент России.
«Да, вступили», - подтверждают участники проекта.
Президенту показывают весь производственный цикл. Генной миграцией в мире занимаются без малого 40 лет, в России технологию освоили только сейчас. Редкие фармацевтические компоненты способны избавить от последствий инфаркта. Владимирская лаборатория обеспечивает всю Россию импортозамещающими и недорогими лекарствами.
«А сколько у вас таких приборов?», - задает еще один вопрос Дмитрий Медведев.
«Всего два таких прибора на всю страну», - отмечают участники проекта «Генериум».
Впрочем, реабилитацией после инфаркта крупнейший в стране биотехнологический центр не ограничился. Специалисты по генной инженерии уже подали заявку на проведение клинических исследований препарата для онкобольных. Проблема только одна - таможня.
«Если направление исследования меняется, мы должны просто остановиться и ждать от шести до девяти месяцев. Сначала идет разрешительная вся эта история, потом идет заказ препаратов, идет поставка, потом идет растаможивание продукта», - отметил председатель совета директоров Международного биотехнологического центра ''Генериум'', академик РАЕН Александр Шустер.
«Это печально, - констатировал Дмитрий Медведев. - На самом деле, я надеялся, что хоть какое-то происходит сокращение сроков, в течение которых таможня выполняет свои процедуры. То есть вы считаете, что сроки не уменьшаются?»
«Мы просто сидим все на научных советах, молимся и приближаем тот срок, когда в Сколково заработает таможня. Поверьте, это будет новый день науки в Российской Федерации, когда в Сколково заработает таможня», - считает Александр Шустер.
Проблемы с таможней и в Томской области. В международной лаборатории создают нанотехнологичные полимеры и месяцами простаивают из-за отсутствия материалов. Проект существует на спонсорские, в том числе иностранные деньги.
Российские крупные госкомпании в науку идут неохотно. В 2010 году, рассказывают Медведеву, вложили без малого миллиард рублей, в прошлом году - в разы больше. Но президента цифры не радуют.
«50% - это не сверхъестественный рост. Резервы у крупных государственных компаний есть. И в смысле минимизации своих других трат, и в смысле просто вложений в исследования. Это необходимо делать. Раскошеливаться на это пора. А не ждать милости от государства. Кроме того, необходимо обеспечить максимальную отдачу с вложений за счет скорейшего внедрения результатов работ в производство. Важно, чтобы активизировалась прикладная научно-исследовательская работа в вузах, а сотни частных компаний по возможности участвовали в софинансировании НИОКР и разработок», - отметил президент на заседании комиссии по модернизации экономики.
Почему нет желания финансировать, президенту рассказывают сами ученые. Если инвестор не видит конечный продукт и возможную прибыль, - денег ему становится жалко.
«Очень часто трудно найти точку приложения того, что ты разрабатываешь», - откровенно признались ученые.
«Я еще несколько лет назад задумался вообще, каким образом наш бизнес заставить обращать внимание на соответствующие фундаментальные проекты, допустим и на переход из фундаментальной науки на прикладные исследования. Потому что это самое сложное с одной стороны, а с другой стороны, очень часто люди, которые готовы давать деньги, не видят в этом практического резона. Потому что они не понимают, что из этого может получиться», - выразил понимание опасений ученых Дмитрий Медведев.
В фундаментальную науку, говорит президент, нужно поверить. Взять хотя бы «Генериум», выгода от проекта всем очевидна даже в масштабах страны. В 2017 году созданные здесь препараты позволят сэкономить на покупке импортных почти 4 миллиарда федеральных рублей.
| |