|
В Польше утверждена программа по финансовой поддержке демократии в других странах, в первую очередь - в республиках бывшего СССР. Варшава намерена тратиться не из своей, а из казны Еврсоюза, тем самым выступая в роли важного посредника между Западом и Востоком. Аналитики видят в этом попытку восстановить польскую сферу влияния времен Речи Посполитой
«Многолетнюю программу сотрудничества в целях развития» представил в среду на рассмотрение кабмина Польши министр иностранных дел Радослав Сикорский. Документ предусматривает финансирование «действий, направленных на поддержку демократии и уважение прав человека» в развивающихся странах, перечень которых составлен Комитетом в целях развития при Организации Экономического Сотрудничества и Развития.
Конкретные суммы не называются. Известно лишь, что основная часть их пойдет в страны «Восточного партнерства» ЕС: Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Менее значительные средства будут направлены в Киргизию и Таджикистан.
Впрочем, деньги достанутся не только бывшим союзным республикам. Часть помощи пойдет на проекты в Африке и на Ближнем Востоке, передает РИА «Новости».
О програме стало известно в Берлине, на встрече министров иностранных дел России, ФРГ и Польши Сергея Лаврова, Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского, передает «ИТАР-ТАСС».
Добавим, проект «Восточное партнерство» был создан Европейским союзом в мае 2008 года. Целью проекта является сближение Евросоюза с шестью странами бывшего СССР.
«Оператор ресурсов Евросоюза»
Руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук рассказал газете ВЗГЛЯД, что в этом решении Варшавы просматривается, скорее, «претензия Польши на особую роль в разделе ресурсов Европейского союза и их управлении, чем самостоятельная внешняя политика на деньги польских налогоплательщиков».
«Польша уже не первый год активно участвует в продвижение демократии и свободы в странах, которые поляки выбрали. При этом поляки являются достаточно активными операторами, которые связывают европейские и американские программы со странами постсоветского пространства», - пояснил Романчук.
«МИД Польши делает акцент именно на том, что через Польшу или при ее поддержке будет идти реализация программ "третьего сектора" информационного сообщества Евросоюза», - пояснил Романчук. Отметим, что под «третьим сектором» в международном праве понимаются некоммерческие организации.
При этом «Восточное партнерство», по словам эксперта, не предусматривающее никаких подобных серьезных проектов, может стать лишь «дискуссионной площадкой, а конкретные механизмы реализации тех или иных проектов будут проходить на двусторонней основе через польские структуры гражданского общества».
Романчук сомневается, что речь идет о больших суммах. «Нельзя даже говорить об объеме, который выделяет на внешние гуманитарные и гражданские проекты, например, США или Германия. Польские налогоплательщики этого даже не почувствуют», - сказал Романчук. «Если говорить о полном пакете объявленной помощи, то речь может идти о десятках миллионов евро», - добавил он.
Романчук напомнил, что в Варшаве категорически не согласны с позицией многих российских политиков о том, что республики бывшего Союза принадлежат к неофициальной зоне интересов Москвы. «Речь идет не о разделе сферы интересов, а о том, чтобы поддерживать те страны, которые не имеют элементарного уровня демократии и свободы, гражданских возможностей, самореализации», - пояснил эксперт, добавив, что поляки накопили за 20 лет в этом большой опыт.
С Романчуком согласна аналитик Польского института международных дел Анна-Мария Дынер. Как она подчеркнула, для Польши принципиально важно оказаться среди тех стран, которые помогают другим. На бюджете страны, по ее мнению, это сильно не скажется. «Раньше другие страны нам помогали, теперь мы должны помогать другим», - сказала она газете ВЗГЛЯД.
«Не нужно видеть в этом какие-то игры между Польшей и Евросоюзом или Польшей и Россией. Этим решением Польша просто хочет дополнить проект "Восточного партнерства", - заявила Дынер.
Гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что программа отчасти отражает скрытую ностальгию Варшавы по временам Речи Посполитой, простиравшейся от Балтийского моря до Черного. Но в реальном контексте нынешней политики при помощи этой программы они лишь хотят повысить свой претиж внутри ЕС. "Поляки понимают, что их активность на постсоветском пространстве это еще один из факторов для усиления позиций Польши внутри Евросоюза", - заявил газете ВЗГЛЯД Минченко.
По его словам, "для польской элиты характерна идея о мирном воссоздании польской сферы влияния, аналогичной прошлым границам Речи Посполитой, и поляки многое делают в этом направлении". "По крайней мере, их технология с „картой поляка" (документ, подтверждающий принадлежность гражданина одной из стран СНГ и Балтии к польской нации - прим. ВЗГЛЯД) гораздо эффективнее, чем убогая политика взаимодействия с соотечественниками, которую проводит российский МИД", - заключил Минченко.
Говоря о ностальгии по Речи Посполитой, другой эксперт, вице-президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов иронически заметил, что "прежде чем ее восстанавливать нужно, как минимум, присоединить Литву, а потом уже все остальное".
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД Иванов назвал Польшу "маленьким государством, которое пытается выглядеть, как большое". При этом, "иногда у нее что-то получается, а иногда она выглядит комично".
По мнению Иванова, "поддержка демократии это всего лишь личная формулировка для так называемого soft power". "Все уже давным-давно усвоили, что в наше время soft power - это наше все. Это аккуратное влияние на общественные настроения, политические расклады и электоральные симпатии посредством работы с общественным сектором, с политиками и с молодыми элитами", - пояснил Иванов. При этом он отметил, что этим занимаются все страны.
| |