|
МОСКВА, 22 мар - РАПСИ. Приведение жертвы в беспомощное состояние - то есть доведение до обморока в процессе убийства не может расцениваться как лишение жизни лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, что является отягчающим обстоятельством. Соответствующий вывод содержится в обзоре надзорной практики коллегии по уголовным делам Верховного суда (ВС) РФ.
В качестве примера в обзоре, размещенном на официальном сайте суда, приводится результат слушаний по жалобе на приговор Хабаровского краевого суда, вынесенный еще в 1998 году. Тогда некий гражданин, убивший топором собственную мать, был осужден по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии).
В ходе слушаний в ВС РФ судьи согласились с мнением защитника, который указывал на неправильную квалификацию действий его клиента.
Как следует из определения надзорной инстанции, краевой суд указал в приговоре, что потерпевшая потеряла сознание от ударов сына, в связи с чем заведомо для него находилась в беспомощном состоянии. Между тем, как поясняется в документе, к неспособным себя защитить или оказать активное сопротивление могут быть отнесены тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
При этом ВС РФ пришел к выводу, что погибшая не была ни престарелой, ни тяжелобольной, и изменил квалификацию его действий на более мягкую - по части 1 статьи 105 УК РФ, где максимальное наказание достигает 15 лет.
| |