|
Нашумевший спектакль «Москва-Петушки» режиссера Андрия Жолдака показали на фестивале «Золотая маска». Обозреватель Радио «Вести ФМ» Ольга Подолян увидела, как на сцене спорят два Венедикта Ерофеева.
Спектакль «Москва-Петушки», ставший событием в театральной жизни Санкт-Петербурга (там есть даже фан-клуб постановки), столичная публика увидела впервые. Интерес к постановке был подогрет задолго до ее показа на «Золотой маске» в рамках программы «Маска плюс». Во-первых, это режиссерская работа авангардного и эпатажного Андрия Жолдака. Во-вторых, главную роль в постановке играет Владас Багдонас, любимый актер Някрошюса, который в этом спектакле кардинально меняет свое амплуа.
И, конечно, критики и зрители задавались вопросом, как в этот раз на сцене представят культовое произведение Ерофеева, для театральной постановки очень сложное.
Жолдак демонстрирует неожиданный ход: на сцене у него два Венечки - герой и его альтер эго. Они разговаривают, спорят и дополняют друг друга. Роль Венедикта Ерофеева Владас Багдонас делит с Леонидом Алимовым. Их актерский дуэт был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».
Спектакль строится не строго по тексту Ерофеева. Андрий Жолдак представляет некий мистический мир, где есть место его личным снам, миражам, видениям. Режиссер поясняет - этот спектакль его личное прочтение поэмы:
«Он очень сложный, особенно вторая часть. Первая часть - это экспозиция, здесь как бы четыре сюжета. Сюжет Ерофеева, метафизический сюжет, состоящий из части моих снов, античный сюжет. Я очень люблю этот спектакль я давно хотел показать его в Москве».
Владас Багдонас признается, он сам сначала не представлял, что в итоге получится из задумки режиссера, но решил рискнуть. Что же касается героя, то играть его легко, ведь конечная цель у них общая:
«Он движется к своей любимой. Куда нам мужчинам двигаться? К своей любимой он движется, его там кто-то не пускает, он сам себя не выпускает. Я сам всю жизнь иду к любимой женщине, и ничем не отличаюсь от Ерофеева», - говорит Багдонас.
Впрочем, многие зрители к такому неожиданному прочтению поэмы Ерофеева не были готовы. Владас Багдонас вспоминает, как на премьерных показах спектакля «Москва-Петушки» в питерском театре «Балтийский дом», зрители уходили, громко хлопнув дверью:
«Ползала уходило, двери дрожали и трещали. Радикальное разделение зрителей на тех, кто понимает спектакль и хочет его понять, и на тех, кто, только придя в театр, понимает, что это не то, и уходит домой».
Но режиссер и актеры к такой реакции были готовы. С постановками Желдока всегда так: либо их не принимают совсем, либо принимают безоговорочно. У постановки «Москва-Петушки» уже появилась своя публика, в зрительном зале теперь все чаще можно увидеть женщин, - рассказывают создатели спектакля. И с улыбкой добавляют: «Они приходят, чтобы лучше понять мужчин».
| |