|
Здоровье школьников сегодня - это здоровье нации завтра. Пока же, как свидетельствует статистика, лишь три ученика из ста оканчивают среднюю школу абсолютно здоровыми.
Для того чтобы переломить эту негативную тенденцию, необходимо, чтобы дети, даже при высоких учебных нагрузках, находили время для занятий спортом, имели возможность больше двигаться, - как во время занятий в школе, так и после них.
Создать оптимальные условия для увеличения двигательной активности учащихся - основная цель регионального проекта «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни», который реализуется в Новосибирске с осени прошлого года.
Пилотными площадками проекта стали 44 школы нашего региона, из которых 14 находятся в Новосибирске и 30 расположены в районах области. В результате проведенного конкурса именно они были признаны наиболее готовыми к тому, чтобы начать активно работать в этом направлении.
В конце марта в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб-2012» состоялся круглый стол, на котором были подведены промежуточные итоги реализации проекта, обозначены проблемы, с которыми школам пришлось столкнуться, и намечены перспективы его развития.
Как отметил во вступительном слове начальник управления образовательной политики минобрнауки НСО, руководитель регионального проекта Владимир Щукин, сегодня важно заниматься распространением наиболее ценного практического опыта школ, которые уже достигли определенных успехов на пути реализации проекта. Он также подчеркнул, что финансово-экономическая поддержка его участников в 2012 году составит около 2 млрд рублей, и призвал собравшихся эффективно использовать эти средства. Участники круглого стола поделились уже наколенным опытом и обозначили проблемы, которые возникают в ходе работы над проектом.
- Понятие «здоровье» мы трактуем очень широко, - поделилась с коллегами заместитель директора новосибирской школы № 59 Елена Петрова. - Это и физическое, и психическое, и социальное здоровье. Поэтому к реализации проекта мы привлекаем самые разные структуры. Цель у них у всех одна, но вопрос в том, как наладить их взаимодействие, согласовать работу. Елена Петрова рассказала о работе спортклуба, созданного в школе в сентябре 2011 года, отметив, что и до этого оздоровлению школьников уделялось большое внимание.
- Его функции на начальном этапе - проведение внешкольных спортивно-массовых мероприятий, - пояснила Елена Петрова. - Но в процессе работы сформировалось новое видение спортклуба: помимо всего прочего он должен объединять в себе и лагерь дневного пребывания, и группу продленного дня. Мы организовали общешкольную игру «Кругосветное путешествие». Свои показатели двигательной активности ребята по специальной шкале переводят в километры, и видят, сколько им еще осталось до выбранной цели путешествия.
Учитель физкультуры новосибирской школы № 50 Александр Рахманов поделился:
- Очень сложно работать со школьниками 6-10 классов. Привычку к утренней гимнастике нужно прививать в начальной школе. Поэтому мы создали систему волонтеров, привлекли старшеклассников, обучили их, и теперь они делают зарядку с детьми из младших классов.
Александр Рахманов отметил, что график мероприятий построен так, что в каждом месяце предусмотрено массовое спортивное мероприятие. Проходят соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, проходят показательные уроки, есть медицинская группа, работают четыре группы ЛФК.
- У нас полностью снят вопрос об освобождении от физкультуры, для каждого находится занятие, - подчеркнул Александр Рахманов.
Учитель истории новосибирской гимназии № 2 Нелли Жебуртович рассказала, что в школе каждый ученик может стать инициатором спортивных мероприятий:
- Один предлагает поучаствовать в соревнованиях по боулингу, другой - по шахматам, третий - еще что-нибудь. И мы везде ходим. Главная задача - не победа, а чтобы все приняли участие.
Школьные радио и телевидение в гимназии № 2 становятся активными помощниками в привлечении детей к занятиям. По радио на переменах звучат записи музыкальных пауз, под которые школьники делают зарядку. А на третьей перемене школьное ТВ дает уроки современных танцев, которые пользуются огромной популярностью.
Активное участие в школьных мероприятиях принимают и родители. Между ними и учителями проводятся спортивные матчи, школьники с удовольствием болеют за своих и очень гордятся, когда те побеждают. Касаясь сложностей, с которыми пришлось столкнуться, Нелли Жебуртович отметила:
- Самая большая проблема - где взять еще один спортзал. И хорошо бы иметь спортивное поле. У нас неподалеку есть разные спортивные арены, но везде все платно. Бассейн - 200 рублей, прокат лыж - 100 рублей. Рядом крытый ледовый дворец, спорткомплекс «Заря», но по деньгам недосягаемо. И еще проблема - очень большое количество бумаг. Если я буду всем этим заниматься, соревнования устраивать будет некогда.
Почти все выступавшие сетовали на нехватку инвентаря, недостаток профессиональных кадров: тренеров, инструкторов, врачей. Многие высказывали опасения, что выделенные на проект средства могут быть использованы на другие школьные нужды, например, на ремонт.
Ведущая круглого стола заместитель начальника управления общего образования Минобрнауки Елена Плетнева постаралась развеять эти опасения, подчеркнув, что это - целевые средства, и они не могут быть использованы не по назначению. Кадровые потребности также обещано учесть. Кроме того, будут организованы бесплатные курсы по эффективному проведению занятий по обычной и лечебной физкультуре.
- Обо всех проблемах пишите на наш сайт, - призвала участников круглого стола Елена Плетнева. - Мы обязательно рассмотрим все обращения. Давайте сотрудничать активнее.
| |