|
Безбожно затянутый старт небезнадежной молодежной франшизы. Рецензия FashionTime.
Голодные игры / The Hunger Games
★★★☆☆ Режиссер: Гэри Росс (Gary Ross) В ролях: Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence), Джош Хатчерсон (Josh Hutcherson), Лиэм Хемсуорт (Liam Hemsworth), Вуди Харрельсон (Woody Harrelson), Элизабет Бэнкс (Elizabeth Banks), Стэнли Туччи (Stanley Tucci)
В постапокалиптической Америке богатые носят шутовские наряды, пьют ядовито-синие коктейли и живут в Столице, а все остальные сводят концы с концами в двенадцати дистриктах, каждый из которых должен в наказание за бунт 70-летней давности делегировать мальчика и девочку на ежегодные «Голодные игры». Когда жребий падает на ее 12-летнюю сестру, 18-летняя Китнисс Эвердин (Лоуренс) вызывается на Игры - технологически изощренное реалити-шоу, в котором дети убивают друг друга, - добровольно. Вместе с ней в Столицу едет еще одна жертва жребия, тайно влюбленный в Китнисс сын пекаря Пита Мелларк (Хатчерсон).
Разобраться с «Голодными играми» было бы куда проще, окажись фильм примерно на треть короче. Это вообще довольно странная для детско-юношеских франшиз тенденция - по два с половиной часа молоть воду в ступе, но если в случае с «Гарри Поттером» ее можно оправдать обилием героев, терминов и вообще букв, а в случае с «Сумерками» - глубоким эротическим подтекстом, то тут - вообще ничем. «Голодные игры» - в целом антиутопия, в частности иллюстрация непростого пути главной героини - тратит время без ума и без пользы: главным образом, на крупные планы Лоуренс - девушки бесспорно интересной, но не до такой же степени.
Страдает от этого в первую очередь структура фильма, более или менее повторяющая формат реалити-шоу, которому он посвящен. Сначала режиссер Росс («Плезантвиль», «Фаворит») мучительно долго показывает Китнисс, которая куда-нибудь идет, или бежит, или сидит на дереве, или живописно бредит, а потом, когда это всем надоело, решительно спускает на героев компьютерных бульдогов. Лоуренс, как и Кристен Стюарт (Kristen Stewart) в «Сумерках», кажется несравненно лучше собственной франшизы - и хотя, к чести режиссера, это совсем не «Сумерки» (широко разрекламированный любовный треугольник сведен к пунктирной линии), вопросов к «Голодным играм» хватает.
Почему, например, так бестолково используются актеры? Не последние на свете артисты вроде Тоби Джонса (Toby Jones) или Полы Малкомсон (Paula Malcomson) получили по одной реплике, звезды калибра Ленни Кравица (Lenny Kravitz) и Дональда Сазерленд (Donald Sutherland) - по две, за Туччи и Бэнкс всю работу выполнили гримеры. Хорош разве что Харрельсон в роли алкоголика с темным прошлым, но он по-другому не умеет. Куда делись написанные для фильма полторы дюжины песен? Хедлайнеров саундтрека, Arcade Fire и Тейлор Свифт (Taylor Swift), пустили на титры, про остальных вовсе забыли. Где сюжетная логика? Принцип собственно игр - от мезальянсов участников до решений оргкомитета - уравнение с массой неизвестных.
Как следствие, для детского кино «Голодные игры» слишком взрослые, для взрослого - слишком детские, и нечаянные обращения к классике («1984» ли, Шекспиру ли) зрителей в правах не уравнивают. К тому же, гарантированный фильму успех лишил его создателей последних остатков совести: вместо концовки тут - расчетливая подготовка к сиквелу. Между тем, моя главная претензия к «Голодным играм» - вопрос во многом экономический. В мультиплексе, где фильм смотрел я, под него отдали шесть залов и две дюжины показов в день. Будь «Голодные игры» минут на 45 короче, показов - и заработанных долларов - было бы еще больше.
| |