|
Последнее совещание правительства по ситуации в газовой отрасли не оправдало ожиданий ни экспертов, ни «Газпрома». Концерн не получил добро на дополнительное увеличение тарифов для промышленных потребителей. А наблюдатели, как выяснилось, напрасно прогнозировали критику в адрес газового монополиста. Тему продолжает экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: «Газпром» рассчитывал на дополнительный рост цен на внутреннем рынке более чем на четверть в конце этого года притом, что с начала июля тарифы планово вырастут на 15 процентов. Двойное повышение помогло бы «Газпрому» сгладить эффект от двукратного увеличения НДПИ на газ с начала будущего года и получить дополнительно до двух с половиной миллиардов долларов выручки. Но Владимир Путин заявил, что такого роста тарифов не будет, хотя и предложил вернуться к обсуждению возможных вариантов поддержки «Газпрома» позднее. Вряд ли это решение правительства можно назвать сюрпризом, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Танкаев: Они всё ищут деньги в карманах населения и промышленности России и пытаются поднять цены выше тех, которые сейчас в Соединённых Штатах. Наша промышленность неэффективна, и она не имеет потенциала такого, как, скажем американская промышленность, которая может платить побольше. С другой стороны, «Газпром» - неэффективная компания, и здесь есть масса возможностей для роста.
Гурьянов: О том, что «Газпрому» следует искать резервы, сокращая издержки, упомянул и сам Владимир Путин. Эксперты ожидали от совещания и недовольства по поводу проблем с поставками в Европу зимой, а также критики схем, по которым работает газовый рынок. Тем не менее, озвученные претензии касались не компании, а предприятий жилищно-коммунального сектора. Так что пока говорить о повышении рисков для «Газпрома» не приходится, говорит аналитик UBS Константин Черепанов.
Черепанов: Звучало достаточное количество критических замечаний в адрес «Газпрома», информационный фон выглядел не самым благоприятным. Создавалось ощущение, что риски для компании увеличиваются, но всё прошло в достаточно спокойном ключе. Не было серьёзных нареканий в отношении менеджмента компании, поэтому ощущение такое, что «Газпром» по-прежнему достаточно силён.
Гурьянов: Зато после совещания негатив появился со стороны Федеральной антимонопольной службы. Глава ведомства Игорь Артемьев выразил недовольство доминированием «Газпрома» на розничном рынке. А также заявил, что отрасль нуждается в полноценном плане развития конкуренции и повышении роли независимых производителей газа. Впрочем, пока эти заявления не воспринимаются как серьёзная угроза положению «Газпрома». Комментирует Константин Черепанов.
Черепанов: Этот тезис звучит постоянно, но при этом «Газпром» продолжает работать в рамках системы take or pay, что затрудняет переход клиентов от «Газпрома» к каким-то другим компаниям. Поэтому с одной стороны у нас как бы говорится о том, что независимым производителям нужно создавать всё более и более привлекательные условия для работы на внутреннем рынке, но пока внушительных шагов в этой сфере не делается. Хотя и независимые производители обладают достаточным ресурсом для того, чтобы увеличивать добычу газа и готовы продавать свой газ дешевле, чем по регулируемым тарифам «Газпрома».
Гурьянов: Впрочем, сам Игорь Артемьев уверен, что сейчас правительство отреагирует на инициативы ФАС положительно. Сейчас они дорабатываются с участием вице-премьера Игоря Сечина. В результате изменений газ в России должен не дорожать, а напротив, становиться дешевле, отметил глава антимонопольной службы.
| |