В Каире на 89-м году жизни скончался глава Коптской церкви патриарх Шенуда III. Последние годы он сильно болел, долго лечился за рубежом от всевозможных недугов
Казалось, что борьба с болезнями отнимает у него все силы, не оставляя времени на свое главное призвание. Но это не так. До последнего дня и даже после смерти, когда, облаченный в торжественные наряды, мертвый папа Шенуда III была «посажен» на патриаршее кресло в главном Кафедральном соборе Святого Марка в Каире, которое не должно пустовать ни дня, он исполнял свою главную миссию, ниспосланное ему свыше предназначение.
40 лет папа Шенуда III, в миру Назир Гайед Рафаэль, возглавлял Коптскую православную церковь, представителей которой относят к одной из древнейших ветвей христианства. С того далекого дня 1971 года, когда маленький мальчик вслепую вытянул карточку с его именем, выбрав из трех кандидатов, как это предусматривает традиция избрания патриарха, предстоятель египетских христиан жил во имя своих «сыновей», старался развивать и поддерживать межконфессиональный диалог. Служение Богу было для него главным делом жизни.
Когда патриарх умер, страна погрузилась в траур. Соболезнования в связи с кончиной папы выражали не только христиане, но и мусульмане. В числе первых, кто сказал слова сочувствия, были «Братья-мусульмане», исламисты, пришедшие к власти в Египте после революции.
Казалось, проститься с папой Шенудой III пришли все египетские христиане, которых в стране с населением в 80-миллионов насчитывается 6-8 миллионов. Люди нескончаемым потоком шли к главному храму, простаивали у его стен ночами, чтобы пройти в Кафедральный собор и воздать последние почести предстоятелю. Своих эмоций с трудом скрывали старики, мужчины украдкой вытирали глаза платками. Горе людей было неподдельным. Каждый желал в последний раз прикоснуться к любимому Папе. Чтобы избежать давки и столкновений, главный храм в последние перед похоронами дни был закрыт для всех, кроме не имел специальных приглашений. Из журналистов в храм допустили только операторов египетского государственного телевидения. Полиция «живым шитом» окружила Кафедральный собор по всему периметру, отсекая толпу. Но людей это не останавливало. Люди с траурными знаменами и портретами предстоятеля шли и шли, изыскивая лазейки в кордонах армии и полиции, чтобы хоть на шаг быть ближе к собору и к патриарху.
Несмотря на все принятые меры безопасности, силовиками не удалось совладать с толпой людей, которая бросилась к катафалку с телом Шенуды, когда он покинул ворота храма. Машины сопровождения так и не смогли проехать сквозь людское море, египтяне со всех сторон обступили автомобиль с гробом, и каждый хотел дотянуться до него. В столпотворении пострадали десятки человек. Чудом удалось избежать массовых жертв, хотя за день до этого в давке все-таки погибли пять человек. Но никого не останавливала угроза быть задавленным. Люди, которые часами стояли у храма, хотели в последний раз взглянуть на своего патриарха. Сложно снимать на камеру чужое горе, пытаясь залезть объективом в душу. Не всегда это уместно, даже если целесообразно.
Коптов, которые в Египте чувствуют себя религиозным меньшинством и поэтому стараются как можно меньше демонстрировать свое вероисповедание, оставили наедине с их горем, освободив на несколько дней от работы, чтобы они могли проводить в последний путь своего предстоятеля. Многие, несмотря на расстояние и запреты, поехали в долину Вади-эн-Натрун, в 100 км от Каира, где в соответствии с завещанием был похоронен в монастыре Святого Бишоя папа Шенуда III. Почти час священнослужителям, несших гроб на плечах последние метры до места погребения, пришлось пробиваться через многотысячную толпу верующих. До этого с неменьшим трудом дорогу через людское море прихожан прокладывал дорогу к монастырю с аэродромной площадки автомобильный траурный кортеж.
Последним обращением патриарха к пастве стали его слова-завещание: «Дети мои, прошу Вас, будьте честными. Любите друг друга неподдельной любовью, творите добро, не дайте ввести себя в заблуждение, не обманывайте и не бойтесь служить Богу». После того, как они были зачитаны по громкоговорителям у каирского собора Святого Марка, мужчины, женщины, дети со слезами на глазах слились в единой молитве по духовному наставнику, ушедшему в вечность, но навсегда оставшемуся в их сердцах как «учитель поколений».
Каир