|
Легендарный режиссер впервые после ухода из Театра на Таганке рассказал «Труду» о своих планах
Сегодня, в Международный день театра, на сцене Театра имени Вахтангова состоится премьера спектакля «Бесы», которого с особым нетерпением ждет публика: ведь после того, как Юрий Любимов ушел, хлопнув дверью, из своей «Таганки», это его первая работа в России. Сказать, что Любимов волнуется - значит ничего не сказать. Ведь эта сцена тоже для него родная - отсюда когда-то начался его путь к славе. При этом внешне Юрий Петрович держится спокойно, на актеров не кричит, на сцену не выбегает и своим волшебным фонариком не дирижирует - просто сидит за режиссерским столиком и общается с исполнителями через микрофон. Возможно, это уже другой, «посттаганковский» Любимов - его репетиция скорее походит на съемки фильма, когда режиссера больше волнует картинка и выразительность мизансцены, чем собственно игра актеров, которые, бог даст, сами «доберут» до нужной кондиции. Наш разговор проходил под шумовое оформление монтировки декораций вечернего спектакля, что ничуть не раздражало Любимова и даже, как показалось, веселило.
- Как вам в памятных вахтанговских стенах?
- Ну, как вы думаете, если с 17 лет тут бегал, еще в старом театре, до взрыва, до войны (старое здание Театра имени Вахтангова было до основания уничтожено фашистской авиабомбой в июле 1941 года. - "Труд")... Смотрю, наблюдаю.
- Щемит сердце?
- Нет, я не сентиментален. Я человек деловой и рабочий. Как начал с 14 лет работать монтером, потому что папа был лишенец и меня никуда не принимали (отца Любимова, известного московского библиофила, с началом массовых репрессий арестовали и лишили гражданских прав. - "Труд"), так и тружусь. Тогда и ФЗУ окончил, поступил на завод. Два года постигал профессию, получил высокий разряд электрика, и так без перерыва работаю по сей день, скоро отмечу свои 95 лет. Вот и вся моя биография. Я все знаю про жизнь и тут, и там, куда меня отправили, лишив гражданства (в 1984 году Любимова, находившегося на гастролях в Лондоне, лишили советского гражданства, которое вернули в 1989-м. - "Труд"). Так что я реальный человек.
- Вахтанговские актеры отличаются от таганковских?
- Нет. Актеры - это особая каста. Они почти везде и всегда одинаковые. И в Греции до Рождества Христова, и тысячу лет назад, и сейчас. Конечно, талант дает Господь, и по таланту все разные, а вот по привычкам... Например, буфет очень любят. Помните, у Островского: «Место актера - в буфете, он стремится туда, как из лука стрела».
- На знаменитой пресс-конференции в дни недавнего конфликта в Театре на Таганке вы сказали, что обязательно поставите «Бесов» Достоевского. Уже тогда предполагали, что это произойдет в Театре имени Вахтангова?
- Я мог поставить где угодно, но министр культуры сказал: «Хорошо, чтобы вы после ухода из вашего театра остались в России». Вот я и остался, приступив к репетициям «Бесов» в Вахтанговском театре, куда меня пригласил художественный руководитель Римас Туминас. Будучи студентом ГИТИСа, еще в 1976 году, во время постановки «Мастера и Маргариты» Булгакова, он проходил практику у меня. Можете у него спросить. Он вам расскажет, как я с ним обращался.
- Юрий Петрович, почему советская цензура так долго запрещала постановки «Бесов» в театре, кино?
- И вы знаете почему, и я знаю почему, и все это знают. К чему банальности пороть? Извините, я человек резкий. Зачем в прятки играть?
- На ваш взгляд, «Бесы» сегодня особенно актуальны или это произведение своевременно во все эпохи?
- А вы себя спросите. Например, Лев Толстой считал «Бесов» фельетоном, но я другого мнения. Достоевского волновало, что с миром творится нечто страшное - люди одержимы разрушительными идеями. Именно в "Бесах" мы видим душу погубленную. Ведь это Ставрогин советует скреплять ряды заговорщиков кровью, так как кровь, по его мнению, самый лучший цемент. Разве этого не достаточно?
- Но ведь у каждого режиссера своя трактовка классического произведения.
- Конечно, это тоже зависит от дара: каждый работает в силу своего таланта, данного ему свыше. Но существуют еще и установки начальства. Это совершенно разные плоскости. Когда диктует начальство, то профессиональный человек работает, потому что ему заказали. Но одно дело, когда по заказу работает Рафаэль: это остается навсегда, и мы до сих пор этим любуемся. А менее одаренные люди создают лживое искусство, которое можно насадить только силой.
- Ваше искусство всегда было связано с правдой жизни, и вы неоднократно обращались к творчеству Федора Михайловича, что оставалось в памяти зрителей.
- Ну, это уже история...
- Тем не менее, судя по тому, что я видела на репетиции, вы работаете с вахтанговцами в эстетике своего «таганковского» театра.
- А в какой же иначе?! Я ее утверждал 50 лет, пока театр сознательно не погубили начальники, поскольку артистам всегда хорошо без твердой руки. Таким образом, театр Любимова закончился, а взамен будет существовать профсоюзный театра имени Шмакова (Юрий Петрович намекает на то, что летом в дни конфликта в Театре на Таганке одной из противостоявших ему сил, обвинявшей его в чрезмерном сосредоточении власти, была проф-союзная организация. Имя председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова упомянуто здесь в символическом значении, так как сам он не принимал участия в этой коллизии. - "Труд").
- И вместе с тем остался театр Любимова, который вы носите с собой.
- "Но мне от этого не легче", как говорил мой друг Николай Робертович Эрдман, замечательный драматург, автор сценария к фильму «Веселые ребята». Его пьесы «Мандат» и "Самоубийца" до сих пор ставятся во многих театрах по всему миру.
- Наверное, каждому режиссеру нужна своя актерская команда?
- Не обязательно. Ведь когда меня лишили гражданства, я работал в разных странах. Иногда сам выбирал актеров, а если мне недоставало нужных исполнителей в труппе, то объявлял конкурсы. Так было и в Англии, и в Америке, и в Германии - всюду, где существует контрактная система. В Москве я часто толковал высокому начальству о необходимости контрактной системы, без которой репертуарные театры погибнут. И что?!
- Но вроде бы сейчас министерское начальство, наконец, «клюнуло» на нее...
- Так ведь оно лет 20 «клюет» и обещает.
- Значит, пока в театре есть сильные лидеры - коллективы сохраняются, а когда их нет и всем заправляют актеры - разброд и шатание?
- Когда один человек (то есть руководитель. - "Труд") работает по контракту, а остальные в театре навсегда, то такой театр обречен на конфликтное существование. Закон сегодня защищает не работодателя, а рабочего - даже если он ничего не делает.
- Вас хорошо принимают в Вахтанговском театре?
- Очень. Римас Туминас - умный человек и высокий профессионал. Он поднял театр, его спектакли имеют большой успех не только в России, но и за границей. Настоящий художественный руководитель никогда не будет разваливать свой театр, но всегда будет много требовать от артистов.
- Как ощущаете себя в свободном плавании?
- Прекрасно! Наслаждаюсь ощущениями свободного человека: хочу ставить спектакль - заключаю контракт, не хочу - не заключаю. Сейчас из-за выпуска спектакля в Вахтанговском театре пришлось приостановить подготовительный период работы над «Князем Игорем» в Большом театре. А после премьеры «Бесов» Достоевского в моей «альма-матер», буду встречаться с блистательным балетмейстером современности Юрием Григоровичем. Может быть, даже поеду к нему в Краснодар. В общем, без работы не сижу.
Резюме «Труда»
Юрий Любимов, режиссер, актер
Родился в 1917 году в Ярославле.
Окончил училище им. Щукина в 1939-м.
Участник Великой Отечественной войны.
Работал в Театре им. Вахтангова с 1946-го. В 1963-м поставил «Доброго человека из Сезуана» Брехта, чем положил начало Театру на Таганке, одной из звезд которого стал Владимир Высоцкий. Среди спектаклей - «Антимиры» (1965), «Гамлет», «А зори здесь тихие» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977). За оппозицию власти был лишен советского гражданства в 1984-м, в 1989-м оно возвращено. Летом 2011-го после конфликта с труппой ушел из Театра на Таганке.
| |